Перспективы развития государственного монополизма в РФ

К сожалению, рассмотрение такой важнейшей социальной и денежной проблемы прошло, как и при обсуждении государственной монополии на винно-водочную продукцию, при полном отсутствии представителей оппозиции. Удивительно, что оппозиция вот уже многие годы послушно голосовала за нищенский федеральный бюджет, но конкретно ничего не сделала для его пополнения, хотя бы за счет водки и табака.

В рекомендательном заключении после выступлений участников "партхозактива" председательствующий В.А. Семенов в целом негативно отозвался о проекте закона.

Государственная монополия на табачную и винно-водочную промышленность может изменить в лучшую сторону состояние избравшего их беспредельно обнищавшего населения, так как позволит увеличить бюджет России на треть.

Заключение

Подводя итоги работе, необходимо заметить, что цели и задачи, поставленные раннее и сформулированные во введении, были достигнуты. Это позволяет сделать некоторые выводы.

Во-первых, экономическая сущность монополизма выражается в экономических отношения между хозяйствующими субъектами различных уровней в форме полного господства и владения финансами, средствами производства, возникающие на всех фазах воспроизводственного процесса по поводу реализации их экономических интересов, заключающихся в завоевании и упрочнении монопольных позиций в отрасли и на рынке.

Во-вторых, в качестве основных характеристик государственной монополии можно выделить высокую концентрацию хозяйственной деятельности в руках одной или нескольких объединившихся, а также доминирующее положение этих фирм на рынке определенных товаров и в) установление монопольных цен - завышенных (при продаже) или заниженных (при покупке товаров) - и, благодаря этому, получение сверхприбылей.

В-третьих, нашу экономическую политику все время кидает из административного произвола по управлению производством к стихии самостоятельности хозяйственных ячеек. Но в первом случае обнаруживается ущемление местных интересов, а во втором - несогласованность работы. Идеальное решение не в том кому предоставлять право решать, а в обеспечении должной направленности этой деятельности, достигаемом путем более тщательной экономической и правовой регулировки. Необходимы соответствующие законодательные, прежде всего антимонопольные, меры, адекватные производственной базе и хозяйственным отношениям.

Следует отметить, что основной отрицательной стороной монополизации является избыточная власть фирм-монополистов. Круг тех, кто может вести бизнес, неуклонно сужается и делает монополистичной всю экономику. Новым компаниям тяжело или практически невозможно выйти на рынок, что разрушает саму структуру предпринимательства. Недостаточный приток на рынок новых компаний не дает развиваться здоровой конкуренции, в результате чего у компаний нет стимула к повышению эффективности труда. При монополизме расцветает паразитизм в экономике, мнение о том, что деньги можно заработать только при "особом" отношении с властью. Правительство России заинтересовано получать налоги от промышленности, но не готово их снизить, хотя бы в инновационном производстве. Монополизм в экономике способствует коррупции. Все это не способствует развитию экономики в целом, тормозит возникновение и развитию новых конкурентоспособных предприятий. Отсутствие эффективной налоговой и юридической систем тоже не способствует развитию бизнеса. В итоге многие компании работают в расчете на краткосрочные перспективы, уводят деньги за границу, неохотно инвестируют их в производство. Все это негативно оказывается на экономике страны.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Другие статьи

Несовершенная конкуренция
На совершенно конкурентном рынке имеется множество продавцов и покупателей, ни один из которых не является достаточно крупным для того, чтобы влиять на рыночную цену. Вследствие этого покупатели и продавцы на конкурентном рынке рассматривают цену как неизменную и находящуюся ...