Перспективы развития государственного монополизма в РФ

В России может появиться алкогольная госмонополия. В Госдуму внесен законопроект, который позволяет властям субъектов создавать госкомпании с исключительным правом на продажу алкоголя. Идея взята из опыта Российской империи ХIХ века. Документ позволит сократить оборот теневой продукции, уверяют авторы. О свободной конкуренции придется забыть, добавляют эксперты.

Законопроект, дающий субъектам Российской Федерации право создавать на своей территории госкомпании с исключительными правами на продажу алкоголя (за исключением организаций общественного питания), находится на рассмотрении в Госдуме, сообщается в официальной информации нижней палаты парламента.

Автор поправок в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" - член Совета федерации Владимир Гусев. "Проект федерального закона вносится в целях исключения теневого оборота алкогольной продукции (достигающего в настоящее время 50% рынка), регулирования цен на алкогольную продукцию, контроля за качеством и безопасностью реализуемой населению алкогольной продукции, обеспечения недискриминационного доступа производителей в магазины", - говорится в пояснительной записке к документу. Также, по мнению автора, реализация идеи приведет "к серьезному увеличению поступлений в государственный бюджет".

За образец проекта была взята государственная питейная монополия, существовавшая в Российской империи в конце XIX века, а также госмонополия в советское время и международный опыт. "В Швеции за 30 лет государственной монополии на розничную продажу алкогольной продукции структура потребления населением алкоголя изменилась в лучшую сторону, при этом доля алкоголя, потребляемая в виде крепких спиртных напитков, снизилась с 60% до 25%", - гласит пояснительная записка.

Сенатор Гусев уже второй раз выступает с подобной инициативой - аналогичные предложения звучали летом 2006 года. Тогда они ставили целью вернуть регионам деньги, потерянные в результате вступления в силу с января 2006 года поправок в алкогольное законодательство. Эти поправки лишили власти субъектов права выдачи лицензий на производство и оборот этилового спирта и алкогольной продукции. Но тогда эта идея не прошла.

Новая попытка вернуться к старым принципам регулирования алкогольного рынка также не вызывает энтузиазма у экспертов, поскольку грозит региональным сепаратизмом.

"Это даст регионам эффективный инструмент для препятствования ввозу продукции из других регионов. Российский алкогольный рынок в итоге распадется на удельные княжества", - предостерегает пресс-секретарь Союза производителей алкогольной продукции Дмитрий Добров. Поэтому в таком решении не заинтересованы общефедеральные игроки.

Да и региональные производители не почувствуют улучшения ситуации, полагает Добров. "Любой товар должен иметь одинаковые права на распространение во всех регионах. Если в какой-либо области более предпочтителен только один товар - это уже не свободная конкуренция. Мы надеемся, что ни правительство, ни Госдума не поддержат такой законопроект", - говорит он.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Другие статьи

Особенности обеспечения экономического роста в современной России
Достижение устойчивых темпов роста является основной задачей любого государства, не исключение и Россия. Экономический рост служит основой решения большинства социально-экономических проблем. Более того, он является главным фактором цивилизационного прогресса и одновременно ...