Планирование производства и реализации молочной продукции

В нашей стране молоко и продукты из него относятся к группе социально значимых продуктов питания. Молоко входит в состав потребительской корзины для всех основных социально-демографических групп населения. В последние годы государство уделяет все более пристальное внимание проблемам молочной отрасли, тем более что сейчас для отечественных производителей молока и молочной продукции складывается не самая простая ситуация: производствомолока в России не успевает за ростом потребностей промышленности в молочном сырье.

На сегодняшний день в натуральном выражении наибольшая доля в структуре рынка принадлежит сегменту цельномолочной продукции - 93%. В данной структуре наиболее значимым подсегментом является подсегмент стерилизованного и пастеризованного молока, доля которого составляет 60%. Кисломолочным продуктам и йогуртам принадлежит 25% рынка.

Встоимостном выражении рынок выглядит следующим образом: доля цельномолочной продукции составляет 54%, а сегменты жирных сыров и масла занимают около 28% и14% соответственно.

При продаже молока и молочных продуктов используется различная упаковка, в основном, двух видов: асептическая (для длительного срока хранения продукции) и обычная.

Взависимости от материала упаковка молока и молочных продуктов может быть стеклянной, металлической, пленочной, ПЭТ, картонной. Основные доли рынка приходятся на картонную и ПЭТ-упаковку, в которую фасуется около половины жидкости и пастообразных молочных продуктов. Однако материал упаковки зависит от вида продукта, а также имеет ряд своих преимуществ и недостатков.

Рынок молока и молочной продукции подвержен влиянию сезонности, которая, в свою очередь, связана с сезонностью сырьевого рынка. Надои молока в летний период увеличиваются, а в зимний уменьшаются. С другой стороны, ситуация с потреблением складывается совершенно противоположная, поэтому зимой существует дефицит молока-сырья, летом - избыток. В связи с влиянием фактора сезонности на рынок, закупочные цены также снижаются в летние месяцы и повышаются в зимние.Однако розничные цены летом не снижаются, а ежегодный рост цен на молоко и молочные продукты приходится на зимние месяцы.

По данным исследования компании «Маркет Аналитика», в 2010 году объем рынка молока в стоимостном выражении составил порядка 572 млрд рублей, уменьшившись по отношению к предыдущему году на 0,1%. В III квартале 2010 года - 146,1 млрд рублей -был отмечен максимальный объем розничных продаж молока и молочных продуктов в стоимостном выражении. Например, в 2009 году данный показатель на этот период составлял 120,5 млрд рублей. Таким образом, цельномолочная продукция занимает 40% в российском объеме производства молочной продукции, а жирные сыры и сливочное масло - 1,8% и 1,1%соответственно. Этот факт свидетельствует о значительной доле импорта сыров и сливочного масла.

Современные молочные комбинаты или заводы осуществляют комплексную переработку сырья, выпускают широкий ассортимент продукции, оснащены механизированными и автоматизированными линиями по розливу продукции в бутылки, пакеты и другие виды тары, пастеризаторами и охладителями, сепараторами, выпарными установками, сыроизготовителями, автоматами по расфасовке продукции.

Целесообразность внедрения комплексной автоматизации на предприятиях молочной промышленности подтверждается рядом успешно функционирующих молокозаводов, использующих передовые комплексно-интегрированные системы автоматизации.

Повышение уровня автоматизации молочной промышленности имеет огромное значение для процесса улучшения качества молочных продуктов, оптимального использования производственных ресурсов, экономии энергозатрат предприятий молочной промышленности. Меняет подход к работе, упрощая её физически, требует повышенного уровня технической подготовки специалистов, высвобождает персонал от трудоемких, зачастую неквалифицированных работ. Автоматизация молочной промышленности подразделяется на частичную и комплексную.

Частичной является автоматизация отдельных производственных операций различных технологических процессов молочной отрасли. Осуществляется тогда, когда качественное управление отдельными технологическими процессами молокозавода не по силам оператору (например, из-за скоротечности или сложности технологического процесса молокозавода), а также в случае, когда автоматизация его эффективно заменяет. При комплексной автоматизации все участки и отделения предприятия молочной промышленности функционируют как единый технологический комплекс молокозавода. Комплексная автоматизация позволяет выполнять все основные управленческие функции предприятия молочной промышленности.

Выбор степени автоматизации молокозавода определяется спецификой молочного производства, экономической целесообразностью автоматизации того или иного процесса, стратегией производителя молочной продукции, финансовыми возможностями молокозавода. Технические предпосылки проведения комплексной автоматизации предприятия молочной промышленности независимы от его финансового положения.

Расчёт технико-экономических показателей работы цеха по производству продукции

    Другие статьи

    Экономическая оценка эффективности деятельности предприятия и пути её повышения (на примере ООО Фрост и к)
    Получение прибыли является результатом вложения капитала в активы, использование которых принесло экономическую выгоду. Абсолютная сумма прибыли, полученная предприятием, характеризует финансовую результативность его деятельности, но не позволяет проанализировать достаточно ...