Социально-экономические последствия развития промышленности региона

Постоянно растут затраты на добычу руды и её обогащение. В период с 1970 по 2009г. количество медной руды добываемой в УрФО открытым способом уменьшилось с 78% до 30%, снижается качество добываемой руды.

Дефицит сырья запускает цепочку взаимосвязанных проблем.

Металлургическая промышленность попадает в жесткую зависимость от конъюнктуры мировых рынков, экономического поведения посредников, что ведет к росту издержек, повышению цен на продукцию. И как следствие, к падению эффективности работы предприятий, в большинстве своем градообразующих. Современные тенденции указывают на усиление сырьевой составляющей в цене продукции. Мировые цены только на железную руду выросли с 1999 г. почти втрое. Стоимость австралийской и бразильской руды, поставляемой на европейские рынки за этот период возросла с 25-35 до 80-110 долларов за тонну и продолжает увеличиваться на 20% в год. Внутри России цены на 10-20% ниже, но стремительно сближаются с мировыми. Так в октябре цены поставки руды с Курской магнитной аномалии подорожали на 40%.

Дефицит минерального сырья негативно сказывается на энергетическом комплексе Урала и Западной Сибири, который во многом зависит от поставок угля из Казахстана. В сочетании с неразвитостью энергетической инфраструктуры это становятся препятствием к решению проблемы возможного энергетического дефицита. Его проявления предприятия Урала и Западной Сибири уже ощутили на себе в текущем году. По имеющимся прогнозам увеличение потребностей растущей экономики приведет к 2010 году к дефициту энергетических мощностей в УрФО в размере 4,5 Гигаватт.

Повышение себестоимости сырья, дефицит энергии поднимают цену готовой продукции, что ухудшает экономику сопряженных отраслей, в первую очередь машиностроительного комплекса.

Получение инвестиционных ресурсов для модернизации машиностроительных предприятий, увеличения конкурентоспособности их продукции и устранения диспропорций в структуре промышленного производства может быть достигнуто за счет вовлечения в хозяйственный оборот более дешевого и близко расположенного сырья месторождений твердых полезных ископаемых Полярного и Приполярного Урала.

Комплекс мероприятий по достижению этого результата трансформировался в проект, получивший название «Урал Промышленный - Урал Полярный». Речь идет о строительстве нового транспортного коридора вдоль восточного склона Уральских гор, ядром которого должны стать железнодорожная магистраль Полуночная-Обская и автомобильная дорога Тюмень - Агириш - Салехард, а также проложенные вдоль них линии нефтегазопроводов.

Реализация данного проекта во многом решает проблемы обеспечения промышленности не только Урала, но и всей России отечественным высококачественным сырьем на десятилетия, а по отдельным видам на сотни лет.

Достаточно сказать, что прогнозные оценки ресурсов энергетических углей составляют 36 млрд.тонн, железной руды - 59,1 млрд.т. Эти ресурсы способны покрыть потребности всей российской промышленности в течение 80 лет, при сегодняшнем уровне потребления.

Российская Федерация в настоящее время не имеет собственной сырьевой базы по таким стратегическим видам минеральных ресурсов, как марганец и хром. Ресурсная база Полярного и Приполярного Урала позволит на сто двадцать лет обеспечить отечественными хромитами ферросплавную промышленность страны, в значительной степени покрыть потребности в марганцевых рудах.

Большое значение может иметь освоение крупных месторождений фосфоритов, кварца, огнеупоров и целого ряда других неметаллических ископаемых.

Есть хорошие предпосылки по цветным и благородным металлам (это свинец, медь, золото), редким и редкоземельным металлам, углеводородам.

Потребности промышленности России будут обеспечены по фосфоритам на 90 лет, по бокситам на 40 лет.

Сегодня внесение минеральных удобрений, в том числе и фосфорных на 1 га пашни не превышает 3-4 кг, в то время как в развитых европейских странах оно составляет 150-180 кг. При этом, на Полярном Урале уже разведано месторождение фосфоритов Софроновское, руды которого являются богатейшими среди российских.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8

Другие статьи

Планирование коммерческой деятельности автотранспортного предприятия
Главной задачей автомобильного транспорта является полное и своевременное удовлетворение потребностей народного хозяйства и населения в перевозках. В транспортной сети грузовой автомобильный транспорт играет важную роль. В условиях рынка особое внимание обращается на необход ...