Социально-экономические последствия развития промышленности региона

Проводя анализ развития промышленности мы отмечаем рост производства. Дореформенный уровень превышен в топливно-энергетическом комплексе и металлургии.

В тоже время, не преодолены негативные моменты развития машиностроения. Физические объемы производства в отрасли снизились по сравнению с 1990 г. на 20%. За указанный период сократилось производство: металлорежущих станков - в 34 раза, тракторов в 16 раз, экскаваторов в 10,7 раза, бульдозеров в 9,3 раза, автобусов в 8,5 раз, доменного и сталеплавильного оборудования в 6 раз, машин непрерывного литья в 3 раза. По ряду направлений производство практически прекратилось. В первую очередь, бытовой техники и сельхозмашиностроения.

Это прямое следствие потери конкурентоспособности производимой продукции. До 1990 г. индустрия Урала была базой воспроизводства основных фондов в добывающих и металлургических отраслях. Только на нужды топливно-энергетического комплекса Западной Сибири были ориентированы более 50 крупнейших машиностроительных предприятий Урала. Но на протяжении более чем 15-ти лет происходит выбытие машиностроительных предприятий Урала из кооперации с ТЭК-ом и металлургией. Отечественные машины и оборудование замещаются зарубежными.

Итогом снижения конкурентоспособности стало то, что отрасль численность занятых в которой, в целом по федеральному округу, превышает 470 тыс.человек или 30% от занятых в промышленности утратила свои ключевые позиции.

С 1990 г. доля машиностроения в промышленном производстве федерального округа снизилась втрое - с 23,3% до 8,8% в настоящее время.

Доля машин и оборудования в общем экспорте продукции достигавшая 20% упала до 2,5%.

Доля отрасли в общем объеме инвестиций в основной капитал сократилась с 22% до 2%.

При этом, следует помнить, что в развитых и странах доля машиностроения в структуре промышленности колеблется на уровне 40-50%, а в Германии и Японии даже превышает этот показатель - 53 и 52% соответственно.

Фактически речь идет о том, что мощнейшая машиностроительная база Урала, способная обеспечить до трети машиностроительного производства огромной страны оказалась в глубоком кризисе.

Это уже не проблема отдельно взятого Уральского федерального округа - это проблема имеющая последствия для всей России. Упадок машиностроительной отрасли формирует перекос в структуре промышленного производства, создающий угрозы экономической безопасности государства.

В силу непростого финансового положения (в среднем по округу 35% предприятий машиностроительного комплекса убыточны) отрасль не в состоянии внедрять новые конкурентоспособные образцы продукции. 60% основных фондов исчерпало свой эксплуатационный ресурс.

Корни бед не столько в издержках переходного периода экономики, сколько в объективном процессе формирования цен на конечную продукцию.

Подавляющая доля затрат в машиностроении - это затраты на сырье, в первую очередь, металлы. Рост цен на них подрывает возможности модернизации отрасли.

При дальнейшем удорожании цен на сырье и металлы машиностроительную отрасль старопромышленного Урала ожидает стагнация с последующим падением производства и сворачиванием производственных площадей. Далее по цепочке не останутся в стороне от этого процесса ТЭК, металлургия, строительная и другие отрасли на которых держится экономика России.

Базовая причина сложившегося положения дел в том, что на протяжении 300 лет развитие промышленности шло на собственной ресурсной базе. Сегодня сырьевая база в старопромышленных районах в значительной степени истощена.

Обеспеченность местным сырьём металлургических предприятий УрФО составляет по меди 20%, хрому 28%, железной руде 35%, энергетическим углям 17%. Ряд других необходимых видов ресурсов уже полностью отсутствует. Среднее расстояние доставки сырья на промышленный Урал составляет 2500 км.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7

Другие статьи

Оценка и планирование прибыли и рентабельности предприятия
Прибыль, известнейшая с давних пор категория, занимает одно из центральных мест среди совокупности проблем, стоящих перед обществом. Она волнует экономическую науку и хозяйственную практику на протяжении многих столетий. Особенно актуальной эта проблема становится на совреме ...