Методы оценки инвестиционного проекта

Существует два основных подхода к финансовой оценке проектов:

· бухгалтерский;

· экономический (финансовый).

Бухгалтерский подход предполагает, что долгосрочный финансовый успех определяется доходностью, в то время как при оценке краткосрочного финансового успеха больше внимания уделяется ликвидности.

Понятие "ликвидности" в контексте изложения затрагивает вопрос о том, насколько быстро окупятся вложения. Понятие "доходности" затрагивает вопрос о получении прибыли от капиталовложений. Таким образом, бухгалтерские методы базируются на этих двух понятиях, а сами методы называют традиционными, либо простыми, либо статическими (так как они не используют процедуру дисконтирования). Срок окупаемости связан с ликвидностью. Этот метод ориентирован на краткосрочную оценку, рассматривает как скоро инвестиционный проект окупит себя. Для оценка проекта этим методом необходимо сначала рассчитать величину чистого дохода (ЧД). Чистый доход- это накопленный эффект (сальдо денежного потока) за расчетный период:

де - эффект (сальдо) денежного потока на t-ом шаге.

Одним из методов оценки является показатель срок окупаемости Суть этого метода состоит в определении продолжительности наименьшего периода, по истечении которого текущий чистый доход становится и в дальнейшем остается неотрицательным.

Выбирается проект:

· с наименьшим сроком окупаемости или;

· для которого рассчитанный срок окупаемости меньше максимально приемлемого (устанавливается инвестором произвольно).

Возможны 2 варианта расчета срока окупаемости:

1-ый вариант расчета:

При равномерном распределении дохода по годам срок окупаемости рассчитывается по формуле:

Где, IC - величина первоначальной инвестиции (первоначальный вложенный капитал); - среднегодовая прибыль от реализации проекта. 2-ой вариант расчета:

При неравномерном распределении дохода срок окупаемости рассчитывается прямым подсчетом числа лет, в течении которых инвестиция будет погашена кумулятивным (сумма нарастающим итогом) доходом (прибылью). Для использования показателя окупаемости инвестиций необходимо соблюдение следующих условий:

· все альтернативные проекты имеют одинаковый срок жизни;

· во всех проектах предполагается разовое вложение первоначальных инвестиций;

· инвестор получает приблизительно одинаковые ежегодные денежные поступления на протяжении всего периода жизни инвестиционных проектов.

Достоинствамиметода PP являются:

· простота расчета;

· учет ликвидности проекта.

Метод PP обладает следующими недостатками

:

· игнорирует временной аспект стоимости денег;

· не принимает во внимание поступления, возникающие по завершении срока окупаемости;

· проекты с равными сроками окупаемости, но различной временной структурой доходов признаются равноценными;

· заостряет внимание на поступления от осуществления проекта и на скорость этих поступлений, а не на уровне доходности или общей прибыли.

Вместе с тем, метод срока окупаемости часто используется на практике. Он может быть полезен как общий подход к определению уровня ликвидности. Однако не следует использовать критерий срока окупаемости как единственный показатель для принятия решения об инвестировании.

Дисконтный метод срока окупаемости инвестиций (DPP).

Этот метод обладает всеми преимуществами метода простого срока окупаемости (PP), но кроме того принимает во внимание временной аспект стоимости денег. Метод DPP заключается в дисконтировании ежегодных чистых денежных поступлений по подходящей процентной ставке, и определении количества лет, которое потребуется для дисконтированных денежных потоков, чтобы они окупили первоначальные затраты на инвестиции.

Так как DPP учитывает временной аспект стоимости денег, он дает более долгий срок окупаемости, чем PP и принимает во внимание большее количество денежный потоков от инвестиций.

Достоинства метода

DPP

:

· так как этот метод учитывает временной аспект стоимости денег, то величина DPP > PP, а значит - принимается во внимание большее количество денежных потоков от капиталовложений;

Перейти на страницу: 1 2 3

Другие статьи

Определение конкурентоспособности предприятия
В настоящее время не существует единого определения понятия "конкурентоспособности". Основными факторами, которые обуславливают возможность множественности трактовок этого понятия, являются различные исходные позиции экономистов, а также и то, что в качестве прои ...