Понятие услуг

В основе выявления специфики эволюции услуг лежит раскрытие экономической природы этого особого вида блага. Уже в классических теориях был заложен фундамент для дальнейшего развития понятийного аппарата теории услуг. Выявлено, что услуга «как специфическая полезность, полезность в форме деятельности» имеет двойственную природу, результат одних видов услуг воплощается в товаре, других неосязаем и не имеет товарную форму (К. Маркс). В концепции производительного и непроизводительного труда А. Смита услуги отделены от материальных благ, исходя из того, создает ли данный вид труда осязаемый материальный объект или нет. Отсюда им сделан вывод о неэкономичности услуг. Дальнейшее развитие неоклассической теории А. Маршаллом позволило сблизить достижения классической теории трудовой стоимости Д. Рикардо и предельной полезности Е. Бем-Баверка тем, что услуга как одна из форм блага обладает полезностью.

Последующее уточнение категория «услуга» получила в теории непроизводственной сферы, которую обосновали в дореформенный период в нашей стране В.Е. Козак, А.Я. Кронрод, Д.И. Правдин, М. В. Солодков. и др., в теории общественных благ, поддерживаемой зарубежными учеными С.А. Брю, К.Р. Макконэлем, П. Самуэльсоном, и теории нерыночного или неприбыльного сектора (Ю. Барр, Дж.Ю. Стиглиц, Е. Фама и др.). Дискутировали две точки зрения по сущности услуги: как полезного результата труда, предназначенного для личного потребления; как специфического отношения, непроизводственного обмена труда на доход.

В зарубежных учебниках по маркетингу рассматривается связка товар-услуга и всевозможные их комбинации с преобладанием свойств товара или услуги. Исходя из этого, услуга представляется результатом взаимодействия объектов и субъектов, а не самой деятельностью.

Обобщая вышеприведенные точки зрения на экономическую природу услуг, можно сделать вывод, что наиболее распространенными ошибками трактовки сущности услуг являются: сведение ее к определенному функциональному содержанию конкретного труда или к его характеристикам, а также отождествление услуги с непроизводственной деятельностью или с товаром.

Рассматриваемая в политэкономическом плане категория « услуга», выражает не полезное действие труда и не его результат, а специфическое экономическое отношение, отношение по поводу общественного труда. Услуговая форма обмена общественного труда противостоит товарной. Основное отличие между ними состоит в том, что товар - это материализованный и отчужденный от производителя результат труда. Он доводится до обезличенного потребителя через рынок с использованием стандартных процедур через сеть посредников - перекупщиков. Между потреблением и производством товара всегда есть временной лаг. Услуга же одновременно является и объектом, и носителем специфического экономического субъект-субъектного отношения по поводу общественного обмена труда по заказу. Процесс ее потребления, как правило, совпадает с процессом производства, поскольку в основе её оказания единый процесс производства и персонального потребления. Услуговую форму обмена отличает от товарной прямая связь производителя и потребителя, её результатом не является осязаемый, материализованный продукт труда. Но сам этот труд должен быть признан обществом, учтен и оценен.

Анализ классификации услуг в таблице 1 позволяет сделать выводы о том, что действующая организационная система оказания услуг населению ориентирована в основном на удовлетворение потребностей индивида и субъекта и почти не приспособлена к потребностям личности, тогда как основной ценностью в современном обществе является именно творческая личность.

Таблица 1

Классификация услуг по потребностям, стадиям жизненного цикла человека и типам потребителей

Стадии жизненного цикла и этапы развития человека

Виды услуг по действующему ОКУН

Иерархия услуг по потребностям психологических категорий человека

1. Рождение и рост

Бытовые, жилищно-коммунальные, торговли и общественного питания, медицинские, прочие

Услуги, удовлетворяющие физиологические потребности растущего человека

2. Развитие и зрелость: Становление функционирующего деятеля

Образования, санаторно-оздоровительные, физической культуры и спорта, социальные, связи, банков, туристские и экскурсионные, правового характера, пассажирского транспорта, прочие

Услуги, удовлетворяющие потребности функционирующего деятеля

Становление развивающегося деятеля

Услуги учреждений культуры, науки, некоторые виды бытовых, медицинских и прочих услуг

Услуги, удовлетворяющие потребности развивающейся личности

Становление творческого деятеля

Отсутствуют

Услуги культурно-творческого самовыражения личности

3.Старение и смерть

Бытовые, жилищно-коммунальные, торговли и общественного питания, медицинские, услуги учреждений культуры, науки и прочие услуги

Все виды услуг

Перейти на страницу: 1 2

Другие статьи

Оценка возможности банкротства предприятия
Финансовый анализ направлен на снижение неопределенности относительно его будущего состояния. Результаты анализа финансового состояния предприятия имеет первостепенное значение для широкого круга пользователей, как внутренних, так и внешних по отношению к предприятию - ...