Понятие услуг

В основе выявления специфики эволюции услуг лежит раскрытие экономической природы этого особого вида блага. Уже в классических теориях был заложен фундамент для дальнейшего развития понятийного аппарата теории услуг. Выявлено, что услуга «как специфическая полезность, полезность в форме деятельности» имеет двойственную природу, результат одних видов услуг воплощается в товаре, других неосязаем и не имеет товарную форму (К. Маркс). В концепции производительного и непроизводительного труда А. Смита услуги отделены от материальных благ, исходя из того, создает ли данный вид труда осязаемый материальный объект или нет. Отсюда им сделан вывод о неэкономичности услуг. Дальнейшее развитие неоклассической теории А. Маршаллом позволило сблизить достижения классической теории трудовой стоимости Д. Рикардо и предельной полезности Е. Бем-Баверка тем, что услуга как одна из форм блага обладает полезностью.

Последующее уточнение категория «услуга» получила в теории непроизводственной сферы, которую обосновали в дореформенный период в нашей стране В.Е. Козак, А.Я. Кронрод, Д.И. Правдин, М. В. Солодков. и др., в теории общественных благ, поддерживаемой зарубежными учеными С.А. Брю, К.Р. Макконэлем, П. Самуэльсоном, и теории нерыночного или неприбыльного сектора (Ю. Барр, Дж.Ю. Стиглиц, Е. Фама и др.). Дискутировали две точки зрения по сущности услуги: как полезного результата труда, предназначенного для личного потребления; как специфического отношения, непроизводственного обмена труда на доход.

В зарубежных учебниках по маркетингу рассматривается связка товар-услуга и всевозможные их комбинации с преобладанием свойств товара или услуги. Исходя из этого, услуга представляется результатом взаимодействия объектов и субъектов, а не самой деятельностью.

Обобщая вышеприведенные точки зрения на экономическую природу услуг, можно сделать вывод, что наиболее распространенными ошибками трактовки сущности услуг являются: сведение ее к определенному функциональному содержанию конкретного труда или к его характеристикам, а также отождествление услуги с непроизводственной деятельностью или с товаром.

Рассматриваемая в политэкономическом плане категория « услуга», выражает не полезное действие труда и не его результат, а специфическое экономическое отношение, отношение по поводу общественного труда. Услуговая форма обмена общественного труда противостоит товарной. Основное отличие между ними состоит в том, что товар - это материализованный и отчужденный от производителя результат труда. Он доводится до обезличенного потребителя через рынок с использованием стандартных процедур через сеть посредников - перекупщиков. Между потреблением и производством товара всегда есть временной лаг. Услуга же одновременно является и объектом, и носителем специфического экономического субъект-субъектного отношения по поводу общественного обмена труда по заказу. Процесс ее потребления, как правило, совпадает с процессом производства, поскольку в основе её оказания единый процесс производства и персонального потребления. Услуговую форму обмена отличает от товарной прямая связь производителя и потребителя, её результатом не является осязаемый, материализованный продукт труда. Но сам этот труд должен быть признан обществом, учтен и оценен.

Анализ классификации услуг в таблице 1 позволяет сделать выводы о том, что действующая организационная система оказания услуг населению ориентирована в основном на удовлетворение потребностей индивида и субъекта и почти не приспособлена к потребностям личности, тогда как основной ценностью в современном обществе является именно творческая личность.

Таблица 1

Классификация услуг по потребностям, стадиям жизненного цикла человека и типам потребителей

Стадии жизненного цикла и этапы развития человека

Виды услуг по действующему ОКУН

Иерархия услуг по потребностям психологических категорий человека

1. Рождение и рост

Бытовые, жилищно-коммунальные, торговли и общественного питания, медицинские, прочие

Услуги, удовлетворяющие физиологические потребности растущего человека

2. Развитие и зрелость: Становление функционирующего деятеля

Образования, санаторно-оздоровительные, физической культуры и спорта, социальные, связи, банков, туристские и экскурсионные, правового характера, пассажирского транспорта, прочие

Услуги, удовлетворяющие потребности функционирующего деятеля

Становление развивающегося деятеля

Услуги учреждений культуры, науки, некоторые виды бытовых, медицинских и прочих услуг

Услуги, удовлетворяющие потребности развивающейся личности

Становление творческого деятеля

Отсутствуют

Услуги культурно-творческого самовыражения личности

3.Старение и смерть

Бытовые, жилищно-коммунальные, торговли и общественного питания, медицинские, услуги учреждений культуры, науки и прочие услуги

Все виды услуг

Перейти на страницу: 1 2

Другие статьи

Организация управления персоналом на примере РОССЕРВИС
Туристский бизнес - одна из наиболее быстро развивающихся отраслей мирового хозяйства. Международный туризм входит в число трех крупнейших экспортных отраслей, уступая нефтедобывающей промышленности и автомобилестроению. По другим источникам туризм является самой рентабельн ...