Понятие услуг

Трехсекторная модель экономики К.Кларка или пятисекторная Д.Белла основаны на вычленении сектора услуг из состава материального производства на определенной стадии развития общества по мере вызревания внутренних предпосылок. Позже в самом третичном секторе подготавливаются условия для выделения из его состава самостоятельных секторов знаний и информации.

Хотя исторически первой возникла услуговая, а не товарная форма обмена общественного труда (ремесленное производство), однако первоначально обособилось материальное производство. Развитие сферы услуг происходило не в изоляции, а в интеграции с материальным производством.

На современном этапе развития процессы интеграции услуговой и товарной форм общественного обмена труда особенно заметны. С одной стороны, в самом материальном производстве умножаются виды деятельности, относящиеся к экономической форме услуги («софтизация» производства), с другой - расширяется «экстернализация» услуг (использование готовых решений с высоким материально-техническим оснащением).

Проведенные исследования показывают, что эти процессы протекают в странах с разным уровнем общественного развития неодинаково. Так, для стран с транзитивной экономикой, находящихся на индустриальной стадии развития, характерен бурный рост занятости в сфере услуг при сохранении довольно высокой доли занятых в строительстве и промышленности. Для постиндустриальных стран, наоборот, характерен перелив кадров в сферу услуг не только из сельского хозяйства, но и промышленности и строительства.

Как видим, динамика соотношения двух форм общественной реализации труда выявляет четко выраженную тенденцию к росту занятости в сфере услуг в мировом хозяйстве, и только в России наблюдается обратная тенденция.

Это обстоятельство побудило нас изучить сущностные процессы, лежащие в основе такого явления и привело к выводу о том, что проблема состоит в глубоких диспропорциях между объемом и структурой производственных возможностей общества и его потребностей.

В странах, достигших высокого уровня удовлетворения потребности населения в продукции материального производства, интенсивно растет спрос на услуги. Однако, в связи со спецификой производства в сфере услуг технический прогресс здесь развивается гораздо медленнее, чем в двух остальных секторах экономики. В результате этого производительность труда в нем увеличивается медленными темпами. Кроме того, оказание многих видов услуг требует творческого отношения и ручного труда, поэтому третичный сектор испытывает повышенную потребность в рабочей силе и использует работников, высвобожденных из других секторов экономики.

Перейти на страницу: 1 2 

Другие статьи

Оценка деятельности хлебокомбината
ОАО «Белгородский комбинат хлебопродуктов» - предприятие комбикормовой промышленности, отраслевая принадлежность которой - аграрно-промышленный комплекс. Оно является одним из старейших российских производителей полнорационных комбикормов для животных и птицы, продукция ко ...