Понятие услуг
Трехсекторная модель экономики К.Кларка или пятисекторная Д.Белла основаны на вычленении сектора услуг из состава материального производства на определенной стадии развития общества по мере вызревания внутренних предпосылок. Позже в самом третичном секторе подготавливаются условия для выделения из его состава самостоятельных секторов знаний и информации.
Хотя исторически первой возникла услуговая, а не товарная форма обмена общественного труда (ремесленное производство), однако первоначально обособилось материальное производство. Развитие сферы услуг происходило не в изоляции, а в интеграции с материальным производством.
На современном этапе развития процессы интеграции услуговой и товарной форм общественного обмена труда особенно заметны. С одной стороны, в самом материальном производстве умножаются виды деятельности, относящиеся к экономической форме услуги («софтизация» производства), с другой - расширяется «экстернализация» услуг (использование готовых решений с высоким материально-техническим оснащением).
Проведенные исследования показывают, что эти процессы протекают в странах с разным уровнем общественного развития неодинаково. Так, для стран с транзитивной экономикой, находящихся на индустриальной стадии развития, характерен бурный рост занятости в сфере услуг при сохранении довольно высокой доли занятых в строительстве и промышленности. Для постиндустриальных стран, наоборот, характерен перелив кадров в сферу услуг не только из сельского хозяйства, но и промышленности и строительства.
Как видим, динамика соотношения двух форм общественной реализации труда выявляет четко выраженную тенденцию к росту занятости в сфере услуг в мировом хозяйстве, и только в России наблюдается обратная тенденция.
Это обстоятельство побудило нас изучить сущностные процессы, лежащие в основе такого явления и привело к выводу о том, что проблема состоит в глубоких диспропорциях между объемом и структурой производственных возможностей общества и его потребностей.
В странах, достигших высокого уровня удовлетворения потребности населения в продукции материального производства, интенсивно растет спрос на услуги. Однако, в связи со спецификой производства в сфере услуг технический прогресс здесь развивается гораздо медленнее, чем в двух остальных секторах экономики. В результате этого производительность труда в нем увеличивается медленными темпами. Кроме того, оказание многих видов услуг требует творческого отношения и ручного труда, поэтому третичный сектор испытывает повышенную потребность в рабочей силе и использует работников, высвобожденных из других секторов экономики.
Другие статьи
Определение цеховой себестоимости изготовления детали Планка
Эффективность производства, его технический
прогресс, качество выпускаемой продукции во многом зависят от развития
технологии, нового оборудования, машин, станков и аппаратов.
В условиях рыночной экономики выживаемость любого
предприятия, его устойчивое положение на рынке ...