Понятие «Олигополия» и ее признаки

олигополия теория игра

Олигополия представляет собой тип рыночной структуры, для которой характерно стратегическое взаимодействие немногих фирм, конкурирующих за объем продаж. К олигополистическим структурам принято относить такие отрасли, в которых существует от 2 до 24 производителей (предел обусловлен тем, что с 25 производителей начинается отсчет структур монополистической конкуренции).

Олигополия обладает следующими признаками:

доминирование на рынке небольшого количества продавцов-олигополистов;

очень высокие барьеры для вступления в отрасль;

продаваемый товар может быть как однородным, так и дифференцированным;

решение каждой фирмы влияет на ситуацию на рынке, и одновременно зависит от решений других фирм: принимая решение, фирма-олигополист учитывает возможную реакцию других участников рынка. По этой причине на олигополистическом рынке весьма велика возможность сговора;

прибыль фирм-олигополистов в долгосрочном периоде отлична от нуля.

Олигополия действует на олигополистическом рынке. Олигополистический рынок - рынок, на котором небольшое количество продавцов, весьма чувствительных к политике ценообразования и маркетинговым стратегиям друг друга, торгуют с большим количеством покупателей.

Признаки характеризующие олигополистический рынок:

. Однородность и разнородность продукции- характеризует наличие или отсутствие дифференциации товара в отрасли. В соответствии с этим признаком различают два вида олигополий:

Дифференцированная олигополия (автомобилестроение, электротехника, электроника), для которой характерна значительная дифференциация продукта;

Недифференцированная олигополия (цементная, нефтяная промышленности, большинство отраслей металлургии), для которой характерен стандартизированный продукт.

. Малочисленность и крупные размеры фирм. Олигополистический рынок характеризует господство нескольких фирм, а это говорит о том, что на рынке действует несколько крупных производителей. В связи с их малочисленностью, фирмы - конкуренты зависят друг от друга, что означает необходимость каждого производителя учитывать и принимать во внимание решения каждого из своих конкурентов, а также их возможную реакцию на собственные действия. Однако степень олигополизации рынка устанавливается, учитывая не столько количество, сколько долю крупных фирм в производстве. Существует несколько подходов для рассмотрения видов олигополий в зависимости от количества фирм и их долей на рынке. Так например, если во всей отрасли господствуют две или три фирмы, то такую олигополию называют «жесткой», а если шесть или семь крупных производителей делят между собой около 70 или 80 % рынка, в то время как их более мелкие конкуренты удовлетворяют спрос оставшейся части рынка, то такая олигополия называется «расплывчатой». Если принимать во внимание именно количество фирм, а не их долю, то в олигополистической структуре выделяют несколько видов олигополий. Ситуация, когда на одном рынке действуют два производителя идентичной продукции, при этом монополизируя рынок, называется дуополией. Если количество ведущих компаний в отрасли равно 3 или 4, то олигополия называется классической, если количество лидирующих производителей колеблется от 5 и выше, то это аморфная олигополия.

Еще один подход для разделения типов олигополий был предложен экономистами П. Самуэльсоном и В. Нордхаусом. Согласно данному подходу разделение олигополии на подвиды происходит в зависимости от степени контроля предприятий над ценой:

тайная олигополия;

доминировавшая олигополия;

Перейти на страницу: 1 2 3

Другие статьи

Особенности современных приемов и методов оценки недвижимости
Развитие в России рыночных отношений потребовало формирования нового вида деятельности - оценочной. Оценочная деятельность является составной частью процесса реформирования экономики и создания правового государства. Согласно российскому законодательству оценочная деятел ...