Понятие «Олигополия» и ее признаки

монополистическая конкуренция.

. Еще одной чертой олигополии являются высокие барьеры входа на рынок, это обуславливается большими размерами фирм-производителей, господствующих на данном рынке. В данном случае свою роль играют финансовый барьер и барьер емкости рынка.

Финансовый барьер связан прежде всего с эффектом масштаба, то есть с экономией на масштабе производства. Эффект масштаба можно по праву назвать одной из самых главных причин возникновения и широкого распространения олигополий в отраслях. Он заключается в том, что эффективный объем выпуска для некоторых отраслей предполагает производство очень большого количества продукции, что способны себе позволить только крупные предприятия. Сложность в том, что содержание этого предприятия, как и сам выпуск продукции, требует огромных капиталовложений и инвестиций, что может себе позволить не каждая фирма.

Барьер емкости рынка предполагает, что даже если некоторому дополнительному количеству компаний удастся преодолеть финансовый барьер, большинство из них придет к банкротству или будет вынуждено уйти из отрасли. Это произойдет в связи с ограниченностью емкости рынка. Отрасли, в которых возникает олигополистическая структура, характеризуется тем, что спрос может быть практически полностью удовлетворен несколькими крупными производителями. При появлении новых конкурентов предложение будет превышать спрос, а издержки производства будут только расти, что как раз таки и может привести к выходу из отрасли или банкротству. Тем более появление новых конкурентов нанесет ущерб производителям, давно занимающим эту «нишу», что может привести к ценовой войне или другим способам нечестной конкуренции и новый производитель в любом случае будет вытеснен с рынка.

. Несовершенная информация. При оценке поведения конкурентов несовершенство информации характерное для олигополий в связи с взаимозависимостью фирм становится субъективным фактором производства. Фирмы - олигополисты не обладают достаточными сведениями о решениях, принятых конкурентами, что заставляет их пытаться «предугадывать» возможное поведение других производителей данной отрасли.

В зависимости от цели деятельности и степени взаимовлияния и взаимосвязи различают олигополии:

нескоординированная олигополия, для которой характерны:

А) отсутствие сговора и общей цели у фирм - конкурентов;

Б) выбор оптимального объема производства в условиях нескоординированной монополии;

В) потеря гибкости цен и блокирование механизмов саморегуляции рынка при нескоординированной олигополии

Одной из наиболее простых моделей этого класса является модель ломаной кривой спроса, предложенная независимо П. Суизи, а также Р. Хитчем и К. Холлом в 1939г. для объяснения относительной стабильности цен на продукты олигополистических отраслей по сравнению с товарами конкурентных отраслей.

Модель опирается на предположение, что рассматриваемая фирма будет иметь две разные линии спроса при различном поведении фирм-конкурентов: линию DD - если конкуренты последуют за изменениями цен данной фирмы, D`D` - если они не будут реагировать на ее изменения цен. Линии DD и D`D` пересекаются в точке K (рис.1).

Допустим, что первоначально фирма выбрала цену РK и объем производства QK. Если фирма снизит цену на свой товар, а конкуренты последуют ее примеру, то она может ожидать, что ее объем продаж вырастет в меньшей степени, чем в том случае, если бы конкуренты сохранили свои цены без изменения. Логично предположить, что конкуренты снизят цену с тем, чтобы потерять как можно меньше своих покупателей. Следовательно, при ценах ниже РK линией спроса будет отрезок линии DD. Напротив, если фирма повысит цену, то разумно предположить, что конкуренты не последуют за ней и объем продаж увеличится меньше, чем при совместном повышении цен. Тогда при ценах выше РK линия спроса нашей фирмы пойдет по отрезку линии Единая кривая спроса, отмеченная сплошной линией, окажется с изломом в точке K.

Перейти на страницу: 1 2 3

Другие статьи

Особенности ценообразования в сфере услуг
В большинстве стран темпы развития отраслей, связанных с оказанием различного рода услуг, в полтора-два раза выше, чем темпы роста в отраслях добывающей и обрабатывающей промышленности. Данный процесс неизбежно приводит к увеличению удельного веса отраслей сферы услуг в обще ...