Факторы и основные направления повышения эффективности национальной экономики

Как показали исследования, факторы роста эффективности аграрной экономики можно подразделить на три основные группы: 1) факторы предложения; 2) факторы спроса и обмена; 3) факторы экономического взаимодействия предприятий с государством.

В первую группу входят следующие факторы:

• наличие земельных ресурсов и их качественное состояние (с учетом агроклиматических условий данного региона);

• количество и качество трудовых ресурсов;

•объем основных производственных фондов и их техническое состояние;

• количество и качество оборотных фондов;

• технология производства;

• уровень организации труда и управления;

• форма собственности на землю и другие средства производства;

• состояние внутрихозяйственных экономических отношений;

•территориальная расположенность сельскохозяйственного предприятия;

• развитие предпринимательства в сельском хозяйстве.

Именно эти факторы определяют возможность роста сельскохозяйственного производства. Поэтому чем больше вовлечено в производство лучших по качеству ресурсов и чем полнее они используются, тем выше экономический рост и эффективность производства.

Но при этом нужны и крупные, и средние, и мелкие предприятия. Практика показывает, что мелкие и средние предприятия могут успешно развиваться лишь на основе кооперации с крупным производством, где в большей степени имеются условия для использования достижений научно-технического прогресса. Крупные предприятия могут и должны создать рынок высокопродуктивного скота и элитных семян, прогрессивных технологий. Сегодня принципиально важно не противопоставлять формы собственности и формы хозяйствования, а создавать всем им нормальные экономические условия для работы. Иначе говоря, необходимо учитывать требования «теории НИШ», в соответствии с которой каждая из форм находит то место, где она показывает свои преимущества.

Вторая группа факторов (спроса и обмена) определяют возможности и условия реализации сельскохозяйственной продукции. Здесь важно учитывать следующие обстоятельства: во-первых, трудности, которые испытывают сельские товаропроизводители в реализации своей продукции из-за отсутствия надлежащей системы заготовительных организаций и все возрастающей импортной экспансии на продовольственном рынке. Нельзя не видеть, что в условиях межотраслевого диспаритета цен и низкой платежеспособности населения сельское хозяйство обречено на убыточность и, следовательно, на неуклонное разрушение. Вновь, как и в послевоенные годы, за счет сельского хозяйства решаются проблемы других отраслей. В этих условиях необходим закон, в котором концепция паритета и принцип аграрного протекционизма выступали бы главным звеном современной аграрной политики. Не случайно поэтому Франклин Рузвельт в разгар Великой депрессии в США в числе первых провел через конгресс закон о паритете цен. Этот закон, принятый в 1933 г., определил концепцию паритета как основополагающую в аграрной политике, остановил разорение фермеров, увеличил их спрос на товары и услуги промышленного производства.

И ныне в развитых странах учитывают, что сельское хозяйство объективно неконкурентоспособно и стараются его защитить от прямого воздействия рынка. Там устанавливаются экономически обоснованные цены и объемы государственных закупок, товаропроизводители защищаются от интервенции более дешевого продовольствия из-за рубежа, финансируются социальные программы. Это означает, что государственная политика направлена не только на стимулирование аграрного производства, но и на сохранение экологии и сельской территориальной общности людей.

Третья группа факторов раскрывает условия экономического взаимодействия предприятий с государством (рис.2).

Здесь речь идет о создании правовой базы для развития рыночных отношений, о совершенствовании налоговой, кредитной и финансовой политики государства, направленной на стимулирование аграрного производства и укрепление социальной базы села.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Другие статьи

Повышение эффективности использования производственных ресурсов ОАО Гомельский завод станочных узлов
Республика Беларусь вступила в период формирования инновационной экономики. Современные требования к развитию экономических субъектов хозяйствования требуют поиска адекватных средств и инструментов, стимулирующих рост производительности труда и направленных на всемерное повы ...