Перспективы внешнеэкономических отношений РФ в сфере экспорта при вступлении в ВТО

Непомерный рост экспорта продукции минерально-сырьевого комплекса, наблюдавшийся в последние 10 лет, негативно влияет на развитие экономики России.

Предпосылки для технологического модернизационного рывка и отказа от чрезмерно сырьевого характера экономики нужно искать в интеллектуальном потенциале страны.

Статус «сырьевого экспортера» для России, пока устраивает ее правительство. Страна, как минимум, в ближайшие три года не изменит структуру своего экспорта - упор по-прежнему будет делаться на вывоз нефти, газа и металлов, только теперь их будут больше продавать в Азию, чем на Запад.

Минэкономразвития подготовило проект основных направлений таможенно-тарифной политики на 2013-й и плановый период 2014-2015 годов. Как и предполагалось, основным определяющим фактором нового тарифного регулирования станет присоединение России к Всемирной торговой организации (ВТО).

От мировых рынков Минэкономразвития ожидает рецессии, масштабных сдвигов и усиления инновационности. Нестабильность в нефтедобывающих странах ОПЕК сыграет на руку России: цена на нефть, по мнению чиновников, будет находиться на уровне $97-104 за баррель. Газовый рынок Европы перенасытится, но в других регионах спрос, напротив, будет расти за счет развития электроэнергетики. Министерство прогнозирует сохранение спроса на российскую медь, никель, минеральные удобрения, зерно, продукцию черной металлургии и химической промышленности. В среднесрочной перспективе сохранится общая сырьевая направленность экспорта.

Для того, чтобы свести к минимум негативные последствия от присоединения России к торговой организации, Минэкономразвития предлагает активно задействовать такой эффективный инструмент противодействия импорту, как тарифные квоты - его, к примеру, уже решено применять к мясу и мясной продукции. А также все другие разрешенные ВТО способы защиты внутреннего рынка, если снижение пошлин на импорт станет прямой угрозой конкурентоспособности важнейших отраслей промышленности и сельского хозяйства.

Заключение

На основании исследования, проведенного в первой главе дипломной работе можно сделать вывод, что экономическая безопасность - это совокупность условий и факторов, обеспечивающих независимости национальной экономики, её стабильности и устойчивость, способность к постоянному обновлению и самосовершенствованию.

Основными задачами экономической безопасности являются: обеспечение пропорционального и непрерывного экономического роста, обуздание инфляции и безработицы, формирование эффективной структуры экономики и развитого рынка ценных бумаг, сокращение дефицита бюджета и государственного долга, обеспечение социальной защиты и повышения качества жизни населения, поддержание устойчивости национальной валюты и т.п.

Эти задачи определяют стратегию экономической безопасности как формирование и обоснование стратегических приоритетов, национальных интересов, средств и механизмов решения проблем.

Объектами экономической безопасности является государство, общество, граждане, предприятия, учреждения и организации, территории, отдельные составляющие экономической безопасности. Основным субъектом экономической безопасности выступает государство, которое осуществляет свои функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти.

Экономическая безопасность оценивается по определенным критериям - показателями-индикаторами. Важнейшими из них являются: структура ВВП, объем и темпы развития промышленности, объем и динамика инвестиций; природно-ресурсный производственный и научно-технический потенциалы страны; эффективность использования ресурсов; конкурентоспособность экономики на внутреннем и внешнем рынках; темпы инфляции; уровень безработицы; качество жизни, т.е. ВВП на душу населения, степень дифференциации доходов, обеспеченность населения материальными благами и услугами; дефицит бюджета и государственного долга; энергетическая зависимость; интегрированность в мировую экономику.

Исследовав порядок правового регулирования экономической безопасности в РФ, выяснили, что впервые принятый в нашей стране Закон РФ от 5 марта 1992 г. № 2446-I «О безопасности» закрепил основные понятия, в т.ч. базовое определение безопасности, как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.

В настоящее время принята «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года», утвержденная Указом Президента РФ от 12 мая 2009г.

Критерий экономической безопасности - это оценка состояния экономики с точки зрения важнейших процессов, отражающих сущность экономической безопасности.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Другие статьи

Особенности функционирования отдельных организационных форм общества с ограниченной ответственностью
Тема «Особенности функционирования отдельных организационных форм: общества с ограниченной ответственностью» является актуальной потому, что она одна из самых распространенных организационно-правовых форм юридического лица. Это общество возникло как переходная форма межд ...