Показатели работы транспортного хозяйства предприятия

Основными экономическими показателями работы транспорта являются производительность труда, себестоимость перевозок, прибыль, рентабельность, фондоотдача. Производительность труда применительно к сети в целом и дорогам

где ∑рlпр- объем выполненной продукции в год, приведенные т-км;

Чв - численность эксплуатационного штата (число работников, занятых на перевозках).

Большое влияние на уровень производительности труда оказывает научно-технический прогресс на железнодорожном транспорте. Увеличению производительности и уменьшению потребного штата способствует рост объема перевозок и совершенствование организации труда и заработной платы, повышение квалификации работников и совмещение профессий, распространение передовых методов труда.

Себестоимость перевозок определяется денежным выражением текущих затрат на выполнение единицы перевозок:

где ∑Э - сумма эксплуатационных расходов на выполнение перевозок (заработная плата с отчислениями на социальное страхование, топлива и электроэнергия, материалы и запасные части, амортизационные отчисления, прочие затраты)

Экономное ведение хозяйства позволяет снижать себестоимость перевозок и, следовательно, увеличивать накопления, необходимые как для развития самого железнодорожного транспорта, так и для удовлетворения общегосударственных и социальных нужд. Важнейшими мерами по снижению себестоимости перевозок являются увеличение производительности труда, экономное расходование топлива и энергии, повышение степени использования технических средств.

Прибыль - это показатель, в котором аккумулируются итоги всей хозяйственной деятельности железных дорог и предприятий транспорта. Этот показатель имеет особое значение в новых условиях хозяйствования. Прибыль определяется по формуле:

где ∑Д - суммарные доходы, т. е. средства, полученные дорогой, отделением или предприятием за произведенную и реализованную продукцию, работу и услуги (по перевозке пассажиров, грузов, почты и багажа, за работы, выполненные подсобными и промышленными предприятиями, и др.).

Прибыль будет тем больше, чем ниже расходы на единицу продукции, т. е. себестоимость перевозок. Прибыль предприятий является главной статьей дохода государственного бюджета и основным источником финансирования капитальных вложений в расширение действующих и строительство новых предприятий, а также в жилищное, культурно-бытовое строительство и др.

Часть прибыли идет на платежи в бюджет государства, в том числе за производственные фонды, на проценты в банк за полученные кредиты, на развитие производства, науки и техники, а оставшаяся часть - на создание поощрительных фондов, используемых для улучшения условий труда и быта работников предприятия, а также для их поощрения.

Вместе с тем важно знать не только абсолютные размеры прибыли, но и сколько ее получено с каждого рубля стоимости производственных фондов, т. е. рентабельность. Показатель рентабельности выражается в процентах и определяется по формуле

где ОФпл и ОБСпл - среднегодовая стоимость соответственно основных производственных фондов и оборотных средств в планируемом году. К основным производственным фондам относятся производственные и служебные здания, сооружения (путь, линии электропередачи и др.), подвижной состав, приборы, механизмы, станки, оборудование.

Оборотные средства состоят из оборотных производственных фондов (материалы, сырье, топливо, запасные части) и фонда обращения (запасы готовой продукции на складе, товары, отгруженные, но не оплаченные получателем, материалы и топливо в пути, денежные средства на расчетном счете в банке или кассе предприятия).

Перейти на страницу: 1 2

Другие статьи

Основные характеристики государственного монополизма в Российской Федерации
Проблема монополизма в экономике вызывает интерес экономистов на протяжении почти всего двадцатого столетия. Эта тема была и останется актуальной до тех пор, пока существуют мировые экономические гиганты, прочно занимающие монополистическое место в производстве. К монопол ...