Показатели работы транспортного хозяйства предприятия
Основными экономическими показателями работы транспорта являются производительность труда, себестоимость перевозок, прибыль, рентабельность, фондоотдача. Производительность труда применительно к сети в целом и дорогам
где ∑рlпр- объем выполненной продукции в год, приведенные т-км;
Чв - численность эксплуатационного штата (число работников, занятых на перевозках).
Большое влияние на уровень производительности труда оказывает научно-технический прогресс на железнодорожном транспорте. Увеличению производительности и уменьшению потребного штата способствует рост объема перевозок и совершенствование организации труда и заработной платы, повышение квалификации работников и совмещение профессий, распространение передовых методов труда.
Себестоимость перевозок определяется денежным выражением текущих затрат на выполнение единицы перевозок:
где ∑Э - сумма эксплуатационных расходов на выполнение перевозок (заработная плата с отчислениями на социальное страхование, топлива и электроэнергия, материалы и запасные части, амортизационные отчисления, прочие затраты)
Экономное ведение хозяйства позволяет снижать себестоимость перевозок и, следовательно, увеличивать накопления, необходимые как для развития самого железнодорожного транспорта, так и для удовлетворения общегосударственных и социальных нужд. Важнейшими мерами по снижению себестоимости перевозок являются увеличение производительности труда, экономное расходование топлива и энергии, повышение степени использования технических средств.
Прибыль - это показатель, в котором аккумулируются итоги всей хозяйственной деятельности железных дорог и предприятий транспорта. Этот показатель имеет особое значение в новых условиях хозяйствования. Прибыль определяется по формуле:
где ∑Д - суммарные доходы, т. е. средства, полученные дорогой, отделением или предприятием за произведенную и реализованную продукцию, работу и услуги (по перевозке пассажиров, грузов, почты и багажа, за работы, выполненные подсобными и промышленными предприятиями, и др.).
Прибыль будет тем больше, чем ниже расходы на единицу продукции, т. е. себестоимость перевозок. Прибыль предприятий является главной статьей дохода государственного бюджета и основным источником финансирования капитальных вложений в расширение действующих и строительство новых предприятий, а также в жилищное, культурно-бытовое строительство и др.
Часть прибыли идет на платежи в бюджет государства, в том числе за производственные фонды, на проценты в банк за полученные кредиты, на развитие производства, науки и техники, а оставшаяся часть - на создание поощрительных фондов, используемых для улучшения условий труда и быта работников предприятия, а также для их поощрения.
Вместе с тем важно знать не только абсолютные размеры прибыли, но и сколько ее получено с каждого рубля стоимости производственных фондов, т. е. рентабельность. Показатель рентабельности выражается в процентах и определяется по формуле
где ОФпл и ОБСпл - среднегодовая стоимость соответственно основных производственных фондов и оборотных средств в планируемом году. К основным производственным фондам относятся производственные и служебные здания, сооружения (путь, линии электропередачи и др.), подвижной состав, приборы, механизмы, станки, оборудование.
Оборотные средства состоят из оборотных производственных фондов (материалы, сырье, топливо, запасные части) и фонда обращения (запасы готовой продукции на складе, товары, отгруженные, но не оплаченные получателем, материалы и топливо в пути, денежные средства на расчетном счете в банке или кассе предприятия).
Другие статьи
Оценка возможности банкротства предприятия
Финансовый
анализ направлен на снижение неопределенности относительно его будущего
состояния.
Результаты
анализа финансового состояния предприятия имеет первостепенное значение для
широкого круга пользователей, как внутренних, так и внешних по отношению к
предприятию - ...