Функционирование транспорта в условиях рыночной экономики

Транспорт, являясь отраслью материального производства, выполняет функцию пространственного перемещения продукции промышленного и сельскохозяйственного назначения, связывает производство и потребление, объединяет различные отрасли и регионы в единый комплекс, обеспечивая непрерывный процесс развития производительных сил. Транспорт ускоряет кругооборот материальных благ в общественном производстве, увеличивая тем самым, суммарную продукцию народного хозяйства страны. Хотя на транспорте и совершается процесс производства, но он своеобразен в отличие от промышленного, сельскохозяйственного секторов тем, что на транспорте продукт в новой натурально-вещественной форме не создается. Его полезный эффект достигается за счет перемещения созданной другими отраслями материального производства продукции от места производства к местам потребления. Такое положение исключает возможность существования транспортной продукции отдельно, вне производственного процесса, где производство, реализация и потребление транспортной продукции слито воедино. Процесс производства, реализации и потребления продукции транспортного комплекса региона совершается в пределах обращения и для обращения. На транспорте резервом являются средства труда в отличие от промышленности и сельского хозяйства, где резервируется продукция. Стоимость продукции транспорта значительно отличается от стоимости продукции других отраслей, так как в составе средств транспортного производства отсутствует сырье.

Транспорт, как любая сложная система, постоянно изменяется, приобретает новые качественные черты. В переходный и перестроечный периоды из года в год наблюдалось снижение объемов перевозки грузов и пассажиров, и только в настоящее время прослеживается некая стабилизация роста объемов перевозок.

Динамика развития всех видов транспорта полностью соответствует экономическому и политическому состоянию страны. Период становления и развития рыночных отношений сопровождался сложными социально - экономическими процессами, в том числе и кризисными явлениями в экономике. С наибольшей остротой кризисные явления проявились в 1992-1994 гг., последующие 1995-1997 гг. были периодом стабилизации экономики и ее роста, который, к сожалению, был остановлен кризисом 1998 г. в России.

С началом реформ, как следствие неупорядоченных межрайонных связей, значительно возросла средняя дальность международной перевозки грузов на железных дорогах. По всем грузам она составила 1062 км против 963 км в более обширном СССР (1990 г.), в том числе по каменному углю - 1045 км против 880 км, нефтетопливу - 1253 км против 1090 км, черным металлам - 2342 км против 1520 км, минеральным удобрениям - 1328 км против 1160 км. Многочисленные примеры того, откуда, куда и что везут в нашей стране, приводимые средствами массовой информации, бывают поразительными.

Развитие транспорта в условиях рыночной экономики характеризуется усилением сдвигов и соотношений между отдельными видами транспорта в общей транспортной системе России.

Анализируя эти данные, можно сделать следующие выводы: во-первых, до 2000 г. падало доминирующее значение одного вида транспорта - железнодорожного, соответственно и контейнерные железнодорожные перевозки. Например, если в 1970 г. его доля в грузообороте превосходила находящийся на втором месте по этому показателю морской транспорт в 4 раза, то в 2000 г. на первое место вышел трубопроводный, быстро развивающийся вид транспорта, доля в грузообороте которого превосходила в 1,58 раза оказавшийся на втором месте железнодорожный вид транспорта. Во-вторых, если до начала девяностых годов доминировал все же железнодорожный транспорт, то значение и позиции других видов транспорта претерпевали взаимные изменения. В 1970 г. на втором и третьем местах соответственно находились морской и трубопроводный транспорты, в 1975 г. они поменялись местами. В 1990 г. на первую ступеньку, опередив железнодорожный и морской, вышел трубопроводный транспорт. В пассажирообороте свои позиции железнодорожный транспорт начал уступать автомобильному с 1996 г., и к 2011 году эта тенденция усилилась.

Перейти на страницу: 1 2 3

Другие статьи

Организация и использование ресурсного потенциала в СПК Маяк Галичского района Костромской области
Сельское хозяйство - сложная и трудоёмкая отрасль, как в агропромышленном комплексе, так и в народном хозяйстве. Обусловлено это воздействием на производство почвенно-климатических условий. Отрицательное их влияние может определяться биологическими, организационно-эконом ...