Бюджетно-налоговая политика: сущность и инструменты

Бюджетно-налоговая политика - это воздействие гос-ва на уровень деловой активности посредством изменения гос-венных расходов и налогообложения.

Влияет на:

объем национального дохода, и следовательно на объем пр-ва и занятости,

на уровень цен в стране.

Направлена:

против нежелательных изменений эконом.конъюнктуры (безработица, инфляция).

Бюджетная политика гос-ва как часть фискальной политики ориентируется в основном на достижение уравновешенного бюджета.

В условиях высокой экономической конъюнктуры потенциальный избыток бюджета (превышение гос-венных доходов над расходами) может быть направлен на погашение предыдущих долгов, создание компенсационных резервных фондов, осуществление дополнительных социальных мероприятий

Задачей госбюджетной политики - это преодоление бюджетных дефицитов, достигающих критического уровня. Бюджетные дефициты в пределах 5% общего объема гос-венного бюджета и до 1-2% валового внутреннего продукта не считаются опасными. Но если дефицит бюджета достигает десятков процентов его величины, приближается к 10% ВВП, это свидетельствует о крупнейших промахах в бюджетной политике и острой необходимости стабилизации бюджета. Сбалансированность госбюджета будет только при тесном взаимодействии с политикой доходов и расходов гос-ва.

Политика госрасходов призвана:

удовлетворять спрос гос-венного сектора, то есть удовлетворять потребности в расходах на нео¬тложные гос-венные нужды, отражаемые в расходных статьях бюджета,

многие гос-венные потребности растут непрерывно, поэтому необходимо ограничивать их с учетом настоятельности и приоритетов других потребностей. Гос-венная политика расходов может находиться на грани возможного, но переходить эту грань не следует. Главным ограничителем госрасходов служат доходы бюджета.

Политика госдоходов исходит из имеющихся и потенциальных источников поступления денежных средств в госбюджет с учетом ограниченных возможностей использования этих источников, превышение которых способно подорвать экономику и привести к истощению каналов получения доходов.

Так как госбюджет наполняется в основном налоговыми поступлениями, то политика формирования доходов государства тесно сплетается с налоговой политикой.

Налоговая политика - часть фискальной экономической политики, проявляющаяся в установлении видов налогов, объектов налогообложения, налоговых ставок, условий взимания налогов, налоговых льгот.

Государство регулирует таким образом, чтобы поступление денежных средств за счет уплаты налогов обеспечивало финансирование госбюджета.

Противоречие налоговой и всей фискальной политики - чем выше налоговое бремя, тем ниже желание и возможность платить налоги. В основу госналоговой политики должны быть положены не высокие, а рациональные налоговые ставки.

Налоговая политика гос-ва связана не только с обеспечением поступлений в бюджет, но и с проводимой структурно-инвестиционной политикой. Регулируя налоги, налоговые ставки, налоговые льготы, гос-во способно стимулировать тем самым развитие определенных видов производств, оказывать воздействие на структуру потребления, поощрять вложение средств в развитие экономики.

Бюджетно-налоговая политика бывает:

Стимулирующая (фискальная экспансия) предполагает увеличение госрасходов, снижение налогов или комбинирование этих мер.

Ограничительная (фискальная рестрикция) имеет своей целью сдерживание инфляционного роста ВНП и предполагает снижение госрасходов, увеличение налогов или комбинирование этих мер. При проведении этой политики следует учитывать действие кривой Филлипса, согласно которой снижение уровня инфляции обычно достигается ценой увеличения уровня безработицы.

Уровни бюджетной сис-мы страны:

Первый - федеральный бюджет и федеральные госвнебюджетные фонды.

Второй - бюджеты субъектов РФ и территориальные госвнебюджетные фонды.

Третий уровень составляют местные бюджеты.

Консолидированный бюджет - свод бюджетов всех уровней бюджетной сис-мы РФ на соответствующей территории.

Консолидированный бюджет РФ состоит:

Федеральный бюджет

Консолидированный бюджет субъектов РФ

бюджет субъекта РФ

местные бюджеты.

Внебюджетные фонды - фонды денежных средств, которые формируются вне бюджета (гос-венные социальные фонды, наполнение которых производится посредством сбора ЕСН).

Доходы бюджетов делятся на налоговые и неналоговые.

Налоговые доходы включают поступления в бюджет соответствующего уровня закрепленных за данным бюджетом собственных налогов и причитающиеся данному уровню бюджета части регулирующих доходов.

К неналоговым доходам бюджета относятся:

доходы от использования имущества, находящегося в гос-венной или муниципальной собственности.

доходы от продажи имущества, находящегося в гос-венной и муниципальной собственности

доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями

Перейти на страницу: 1 2

Другие статьи

Оценка эффективности финансово-хозяйственной деятельности ООО Дизель Дон Сервис
Для современной экономики России характерна нестабильность, неопределенность в поведении покупателей, конкурентов, поставщиков, государственных органов. Эта неопределенность порождена переживаемой фазой циклического развития систем, когда развитие, осуществляемое по известны ...