Издержки пр-ва, их специфика в рыночных условиях. Виды издержек

Каждая производственная единица (предп-е) любого общества стремится к получению возможно большего дохода от своей деят-ти. Любое предп-е старается не только продать свой товар по выгодной высокой цене, но и сократить свои затраты на произ-во и реализацию прод-ии. Если первый источник увеличения доходов предп-я во многом зависит от внешних условий деят-ти предп-я, то второй - практически исключительно от самого предп-я, точнее, от степени эффект-ти организации процесса произ-ва и последующей реал-ии произведенных товаров. Многие экономисты внесли существенный вклад в изучение издержек. Например, теория издержек К.Маркса основывается на двух принципиальных категориях - издержки произ-ва и издержки обращения. Под издержками произ-ва понимаются затраты на зарплату, сырье и материалы, сюда же входят амортизация средств труда и т.д. Издержки произ-ва представляют собой расходы на произ-во, которые должны понести организаторы предп-я с целью создания товаров и последующего получения прибыли. В стоимости единицы товара, издержки произ-ва составляют одну из двух ее частей. Издержки произ-ва меньше стоимости товара на величину прибыли.

Категория издержки обращения связана с процессом реал-ии товаров. Дополнительными издержками обращения являются издержки на упаковку, сортировку, транспортировку и хранение товаров. Этот вид издержек обращения близок к издержкам произ-ва и, входя в стоимость товара, увеличивает последнюю. Дополнительные издержки возмещаются после продажи товаров из полученной суммы выручки. Чистые издержки обращения - издержки на торговлю (зарплата продавцов и т.д.), маркетинг (изучение потребительского спроса), рекламу, затраты на оплату персонала штаб-квартиры и т.д. Чистые издержки не увеличивают стоимости товаров, а возмещаются после продажи из прибыли, созданной в процессе произ-ва товаров. Издержки делятся на не зависящие и зависящие от объема производимой прод-ии.

Постоянные издержки не зависят от величины произ-ва, существют и при нулевом объеме произ-ва. Это предшествующие обязательства предп-я (проценты по займам и др.), налоги, аморт-ные отчисления, оплата охраны, арендная плата, расходы на обслуживание оборудования при нулевом объеме произ-ва, зарплата управленческого персонала и т.д. Переменные издержки зависят от количества производимой прод-ии, складываются из затрат на сырье, материалы, зарплату рабочим и т.д. Сумма постоянных и переменных издержек образует валовые издержки - сумму денежных расходов на произ-во определенного вида прод-ии. Для измерения издержек на произ-во единицы прод-ии используются категории средних, средних постоянных и средних переменных издержек. Средние издержки равны частному от деления валовых издержек на количество произведенной прод-ии. Средние постоянные издержки определяются делением постоянных издержек на количество произведенной прод-ии. Средние переменные издержки образуются делением переменных издержек на количество произведенной прод-ии.

Для достижения максимальной прибыли нужно определить необходимый размер выпуска прод-ии. Инструментом экон-ого анализа служит категория предельных издержек. Предельные издержки представляют собой дополнительные издержки на произ-во каждой дополнительной единицы прод-ии по сравнению с данным объемом выпуска. Они рассчитываются вычитанием соседних значений валовых издержек.

В западных странах используется вышеописанное деление затрат (издержек) на постоянные и переменные, причем прямые и часть косвенных затрат относятся к переменным, а оставшаяся часть косвенных затрат (не зависящих от объема произ-ва) - к постоянным. нередко первая из вышеуказанных частей косвенных затрат выделяется в отдельную группу - частично переменные затраты, поскольку эти затраты изменяются по своей величине не в прямо пропорциональной зависимости от изменения объема производимой прод-ии. Деление затрат на прямые и переменные позволяет получить показатель - добавленную стоимость, определяемую вычитанием из общего дохода (выручки) предп-я переменных затрат. Добавленная стоимость состоит, таким образом, из постоянных затрат и чистой прибыли. этот показатель позволяет оценить общую эффективность производста и реал-ии вне зависимости от прямо зависящих от величины объема произ-ва переменных расходов.

Перейти на страницу: 1 2

Другие статьи

Планирование коммерческой деятельности автотранспортного предприятия
Главной задачей автомобильного транспорта является полное и своевременное удовлетворение потребностей народного хозяйства и населения в перевозках. В транспортной сети грузовой автомобильный транспорт играет важную роль. В условиях рынка особое внимание обращается на необход ...