Эластичность спроса и предложения. Виды эластичности

Эластичность спроса и предложения. Виды эластичности.

Законы спроса и предложения дают возможность определять направления изменений равновесных величин количества товара и цены товара при возрастании или уменьшении спроса и предложения.

В общем случае под эластичностью понимается отношение процентного изменения функции к процентному изменению аргумента:

Эластичность = процентное изменение функции процентное изменение аргумента

/Эластичность спроса по цене (ed)

Эластичность спроса по цене вычисляется по формуле:

процентное изменение объема спроса на товар (QDx)

процентное изменение цены на товар (Px)

Эластичность спроса по цене показывает, на сколько процентов увеличится (уменьшится) количество товара X, на которое предъявляется спрос (QDx), когда цена товара Х (Рх) уменьшается (увеличивается) на один процент.

В экономической науке принято считать, что если процентное изменение QDx превосходит процентное изменение Рх, т.е. если ed>1, то спрос на товар Х является эластичным по цене. Если ed<1, то спрос на товар Х является неэластичным по цене. Наконец, когда процентные изменения QDx и Рх совпадают, т.е. ed=1, эластичность спроса по цене называется единичной.

Главное влияние на эластичность спроса по цене оказывает наличие у этого товара близких заменителей. Чем больше заменителей у товара, тем выше его эластичность.

/Эластичность спроса по доходу(ey)

Эластичность спроса по цене вычисляется по формуле:

процентное изменение объема спроса на товар (QDx)

процентное изменение среднего дохода домохозяйств (Y)

Если ey>1, то товары считаются эластичными по доходу, а в случаях, когда ey<1, товары являются неэластичными по доходу. Знание эластичности отдельных товаров по доходу очень важно для прогнозирования потребительского спроса, поскольку при увеличении среднего дохода домохозяйств, потребители могут предъявить спрос на большее количество эластичных по доходу товаров, чем неэластичных, и сократят потребление некачественных товаров. Если эк-ка переживает подъем и средние доходы домохозяйств возрастают, то отрасли, производящие товары с ey>1, ждет расширение, а отрасли с ey<0, могут столкнуться с серьезными трудностями.

Основным фактором, определяющим ey, является важность данного товара в потреблении: чем более жизненно необходим продукт, тем ниже эластичность спроса по доходу.

/Эластичность предложения(es)

Эластичность предложения вычисляется по формуле:

процентное изменение объема предлагаемого товара (QSx)

процентное изменение цены на товар (Px)

Эластичность предложения показывает, как изменится количество предлагаемого товара (QSx) при изменении цены товара (Рх) на один процент.

Для эластичности предложения возможны два предельных случая: когда es = 0 и когда es = ¥. При es =0 предложение абсолютно неэластично по цене, т.е. QSх никак не реагирует на изменение цены Рх, остается неизменным. Подобное предложение характерно для сырьевых ресурсов в краткосрочном периоде. Если ey = ¥, то предложение абсолютно эластично по цене: достаточно ничтожного изменения Рх, чтобы QSx резко возросло. Абсолютно эластичным является, например, предложение труда для отдельной некрупной фирмы.

Практически сложно выделить факторы, которые бы однозначно воздействовали на эластичность предложения. Однако решающее значение для оценки эластичности предложения многих товаров имеет временной интервал: чем длиннее адаптационный период, тем больше возможностей имеют производители товара Х для перестройки пр-ва в связи с ростом или падением цены товара X, и тем выше будет эластичность предложения.

Наконец, отметим, что на эластичность предложения большое влияние оказывают издержки пр-ва: если расширение выпуска товара Х связано с резким удорожанием пр-ва, то эластичность предложения этого товара будет невелика.

Другие статьи

Определение рыночной стоимости дома
Международные стандарты, применяемые в оценочной деятельности ...