Модель картеля

Картель - это группа фирм, действующих совместно и согласующих решения по поводу объемов выпуска продукции и цен так, как если бы они были единой монополией. Поскольку картель - это группа фирм, а не одна фирма, он сталкивается с трудностями при установлении монопольных цен, которых не существует для чистой монополии. Основная проблема, с которой сталкивается картель, - это проблема согласования решений между фирмами-членами картеля по вопросу установления системы ограничений (квот) для каждой фирмы (рис. 7).

Текущая конкурентная цена - РC, текущий объем выпуска - QC. Первоначальное равновесие существует в точке Е (рис.7а). При цене PC каждый производитель получает нормальную прибыль. До осуществления картельного соглашения фирма ведет себя так, как если бы спрос на ее продукцию при цене PC являлся бесконечно эластичным. Она боится поднять свою цену из опасения потери всех своих продаж в пользу конкурентов, а потому при цене РC выпускает qC единиц продукции (рис. 7. б). При организации картеля и установлении картельной цены РMфирме разрешен выпуск qM(MR* = MC каждой фирмы).

Допустим, владельцы фирмы полагают, что рыночная цена не понизится, если они будут продавать больше, чем это количество (например, q'), при котором РM = МС. То есть путем превышения своей квоты фирма может увеличить прибыли с РMАВС до PMFGH.

Если же все фирмы превысят свою квоту, чтобы увеличить свои прибыли при картельной цене РM, то отраслевой выпуск увеличится до Q' (рис. 7 а).

Каждый месяц существовал бы избыток продукции (Q' - QC), и цена стала бы падать, пока этот избыток не исчезнет, то есть до уровня РC. Таким образом, производители вернулись бы туда, откуда начинали.

Картели обычно пытаются установить штрафы для тех, кто обходит картельное соглашение, превышая свои квоты. Основная проблема заключается в том, что как только установлена картельная цена, отдельные фирмы, максимизирующие прибыль, могут заработать больше путем обмана. Если обманывают все, то картель распадается.

Рис. 7. Картель

Картели также сталкиваются с проблемой принятия решения о монопольной цене и уровне выпуска. Эта проблема особенно остра, если фирмы не могут договориться об оценке рыночного спроса, его ценовой эластичности или если у них разные издержки производства. Фирмы с более высокими средними издержками добиваются более высоких картельных цен.

Когда явный сговор является противозаконным, фирмы иногда ищут пути к тайному сотрудничеству. Зачастую это достигается при помощи молчаливой договоренности о том, что одна фирма будет действовать в качестве лидера в области цен, а остальные будут следовать за ее изменениями цен.

Другие статьи

Организация предприятия малого бизнеса на примере создания 7D кинотеатра
Предприятия малого бизнеса - это не побочная сфера экономики. Малый бизнес органично включается в хозяйственную структуру, в конкурентную среду и в общественное разделение труда. Роль малого бизнеса проявляется в том, что его развитие способствует: · Созданию новых р ...