Модель ценового лидерства
Рассматривавшиеся до сих пор модели относились к конкуренции среди примерно равных участников. В то же время крупнейшие фирмы отрасли могут во много раз превосходить по размерам своих мелких конкурентов. В некоторых отраслях единственная фирма или совместно действующая группа фирм удерживает доминирующее положение.
Ценообразование за лидером - разновидность ценообразования на олигополистическом рынке с доминирующим по объему выпуска производителем, устанавливающим максимизирующую его прибыль цену, которой добровольно придерживаются остальные производители.
Модель лидерства в ценах называют еще частичной монополией, поскольку лидер устанавливает монопольную цену, основанную на его предельном доходе и предельных издержках. Прочие фирмы принимают эту цену как данную (рис. 6).
Рис. 6. Лидерство в установлении цен
Доминирующая на рынке фирма оценивает, сколько товара продадут при каждой возможной цене прочие фирмы, и вычитает этот объем из оценки общего спроса на рынке (D). Таким образом, она определяет спрос на свой товар (DL). Затем она определяет предельный доход для этого спроса (MRL) и производит количество товара qL, позволяющее ей максимизировать прибыль (MRL = МС). Остальные фирмы производят при цене РL, установленной лидером, qF единиц продукции. В состоянии равновесия qL + qF = qD и рыночная цена равна цене лидера.
Разновидностью данной модели является барометрическое ценовое лидерство. Барометрические ценовые лидеры не обладают достаточной силой, чтобы навязать свою цену конкурентам. Их роль состоит в том, что они первыми объявляют цены (высокие или низкие), которые, по их мнению, отвечают новым рыночным условиям. Обычно барометрическая фирма достигает лидирующего положения благодаря своему опыту и уважению, которое она завоевала в отрасли, так как другие фирмы могут не иметь возможности или желания брать на себя ответственность непрерывно оценивать отраслевые условия спроса и предложения.
Другие статьи
Организация предприятия малого бизнеса на примере создания 7D кинотеатра
Предприятия малого бизнеса - это не побочная сфера экономики. Малый
бизнес органично включается в хозяйственную структуру, в конкурентную среду и в
общественное разделение труда.
Роль малого бизнеса проявляется в том, что его развитие способствует:
· Созданию новых р ...