Содержание экологического менеджмента

Экологический менеджмент на основе создания экологического имиджа обеспечивает не только конкурентные преимущества, но положительно сказывается на микроклимате фирмы: повышается мотивация к труду работников, и они получают удовлетворение от работы. На основе экологического имиджа фирма получает неосязаемый капитал («гудвилл»), что облегчает установление важных деловых контактов с администрациями государственной власти, научными кругами, а также дает возможность завоевать доверие со стороны экоорганизаций, клиентов и жителей.

Такое предприятие является также привлекательным работодателем.

Отмечая положительные моменты экоменеджмента следует иметь в виду, что он имеет и недостатки. Эколого-экономический эффект связан с высокими инвестиционными и производственными издержками, возникают рыночные и инновационные риски (преувеличение оценки спроса на экопродукты, недоработанные природосберегающие технологии и т.п.).

Внедрение и функционирование системы экологического менеджмента должно осуществляться по следующим основным направлениям: организационная структура и ответственность; обучение персонала и обеспечение его осведомленности и компетентности; установление связей; документирование системы управления охраной окружающей среды и управление документацией; управление операциями и обеспечение подготовленности к аварийной ситуациям.

Особое значение для поддержания эффективности и постоянного улучшения системы экологического менеджмента имеют контроль, оценка и анализ этой системы со стороны руководства организации.

Высшее руководство организации должно анализировать систему управления охраной окружающей среды через установленные им промежутки времени с тем, чтобы обеспечить ее постоянную пригодность, адекватность и эффективность. Процесс анализа со стороны руководства должен обеспечивать сбор информации, необходимой руководству для проведения оценки системы. Конечной целью анализа системы экологического менеджмента является реализация концепции постоянного улучшения. Это достигается с помощью постоянного оценивания экологической эффективности системы управления окружающей средой исходя из экологической политики, целевых и плановых экологических показателей организации с целью выявления возможностей для улучшения.

Заключение

Таким образом, можно сделать следующие выводы.

Экономика природопользования - это наука об эффективном использовании природных ресурсов, через удовлетворение потребностей общества. Экономика природопользования решает следующие проблемы: как найти и наиболее полно использовать имеющиеся природные ресурсы; как предотвратить или ликвидировать загрязнение окружающей среды.

Объектом науки экономика природопользования является комплекс взаимоотношений между природными ресурсами, естественными условиями жизни общества и его социально-экономическим развитием.

Предметом является оптимизация отношений перечисленных в объекте, стремление к сохранению и воспроизводству среды жизнедеятельности человека.

К задачам экономики природопользования относят следующее: обеспечение рационального использования и расширение воспроизводства природных ресурсов; исследование отношений собственности на средства и условия производства с позиции социально-экономической эффективности; соизмерение затрат и ресурсов в сфере природопользования; практическая реализация принципа возмездного природопользования на основе платы за использование всех видов природных ресурсов и за загрязнение окружающей природной среды; обеспечение экологической защиты природы и экологической безопасности производства в условиях перехода к рынку; совершенствование хозяйственного механизма рационального природопользования; изучение экономической эффективности комплексного использования производственных отходов и вторичных ресурсов; поиск экономических путей снижения меры потребления природных ресурсов в сфере непроизводственного природопользования; налаживание экономического механизма перехода отраслей материального производства к малоотходным и безотходным технологиям.

Экологический менеджмент на предприятии - это система управленческих рычагов, обеспечивающая эффект в области допустимых темпов экономического развития в рамках допустимого давления на окружающую среду. Важнейшая задача экологического менеджмента состоит в предотвращении угрозы для окружающей среды, в возможности роста предприятия.

В современном менеджменте выделяют 4 функции: планирование, организацию, мотивацию и контроль. В задачу высшего менеджмента входит включение экологических целей в стратегическое планирование. При планировании обосновываются необходимые инвестиции, предусматриваются специальные маркетинговые стратегии. Одним из основных элементов экоменеджмента является экологический маркетинг. Ядром экомаркетинга является то, что экологичность продукта во всех его фазах (от производства до конечной утилизации) становится значимой при его продаже. Реализация стратегических экологических целей высшего менеджмента предполагает вовлечение в процесс охраны окружающей среды также среднего и оперативного менеджмента. Появляется необходимость создания собственного подразделения, отвечающего за экологические вопросы и имеющего определенные полномочия и ресурсы. В задачи среднего менеджмента входит распределение экологических целей по отдельным операционным программам. Экологический менеджмент на основе создания экологического имиджа обеспечивает не только конкурентные преимущества, но положительно сказывается на микроклимате фирмы: повышается мотивация к труду работников, и они получают удовлетворение от работы. Эколого-экономический эффект связан с высокими инвестиционными и производственными издержками, возникают рыночные и инновационные риски. Особое значение для поддержания эффективности и постоянного улучшения системы экологического менеджмента имеют контроль, оценка и анализ этой системы со стороны руководства организации.

Перейти на страницу: 1 2 

Другие статьи

Экономико-географическая характеристика ООО КраМЗ
Красноярский край - один из наиболее индустриально развитых регионов России, благодаря мощному промышленному потенциалу является одним из регионов-доноров. Индустриальное развитие региона основано на использовании запасов природных ресурсов, поэтому экономика края носит п ...