Новые технологические решения

Минерально-сырьевой потенциал Приполярного и Полярного Урала значителен. Основная роль принадлежит бурым углям Сосьвинско-Салехардского буроугольного бассейна, железным рудам скарново-магнетитового типа, которые в достаточном количестве распространены на территории обоих округов Тюменской области, крупным ресурсам хромовой руды, которые оценены не только в ресурсном потенциале, но и в запасах категории С1 и С2, полярноуральским бокситам североуральского типа, которые могут после их промышленной оценки составить конкуренцию более дальнепривозным бокситам Тимана. Это также руды цветных металлов, в первую очередь, меди, цинка и свинца (как на севере транспортного коридора, так в Ханты-Мансийской его части (Охтлям, Западное и др.)). Имеются данные о возможности нахождения урановых руд. Широко распространены благородные металлы, титаноциркониевые россыпные руды, а также неметаллические полезные ископаемые, среди которых - довольно емкие для транспортных перевозок бентонитовые глины, цеолиты, фосфориты, облицовочный камень и другое минеральное сырье, необходимое для предстоящего строительства инфраструктуры горных и других предприятий.

Однако отсутствие транспортной и энергетической инфраструктуры привело к тому, что потенциал региона не вовлекается в хозяйственный оборот.

Определяющим является также то, что ввиду низкой геологической изученности территории подавляющая часть минерально-сырьевого потенциала горной части ЯНАО и ХМАО-Югры представлена прогнозными ресурсами, доля запасов незначительна.

Оценка перспектив освоения минеральных ресурсов Приполярного и Полярного Урала осуществлена Институтом экономики УрФО РАН в двух вариантах:

I вариант - в основу расчетов объемов производства были положены авторские ресурсы;

II вариант - оценивались ресурсы, апробированные головными институтами МПР.

Как видно из табл. 7, апробированные условные запасы по всем полезным ископаемым по II варианту значительно ниже авторских, особенно по цветным металлам. Соответственно объемы производства по II варианту намечаются ниже, чем по I варианту, по таким полезным ископаемым, как железные руды, руды цветных металлов, фосфориты, благородные металлы (табл. 9).

Перспективы развития горнодобывающей промышленности находятся в прямой зависимости от результатов геологоразведочных работ и темпов намечаемого строительства железной дороги по Восточному склону Урала.

По I варианту общий объем перевозок минерального сырья может составить в 2015 г. 4,5 млн т, в 2020 г. - 20,7 млн т и в 2030 - 35,9 млн т.

По состоянию на начало 2012 г. еще не имеется обоснований инвестиций на строительство железной дороги. По данным института «Уралгипротранс», срок проектирования объекта с учетом проведения изысканий по трассе составит не менее 5-6 лет. Строительство участка протяженностью свыше 800 км с двух направлений составит более 6 лет. Таким образом, разработка месторождений угля, руд черных и цветных металлов Приполярного Урала, хромовых руд Лаптапайского месторождения, расположенных в зоне намечаемой дороги, может быть начата только в 2014 - 2015 гг.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Другие статьи

Определение конкурентоспособности предприятия
В настоящее время не существует единого определения понятия "конкурентоспособности". Основными факторами, которые обуславливают возможность множественности трактовок этого понятия, являются различные исходные позиции экономистов, а также и то, что в качестве прои ...