Характеристика экономики услуг

Становление экономики услуг в России - неизбежный процесс, свойственный всем странам мира, обусловленный развитием производительных сил, повышением эффективности материального производства и изменением системы общественных потребностей, которые на определенной ступени развития выходят за пределы, удовлетворяемые производством вещей.

Вместе с тем резкое сокращение государственной поддержки, снижение престижа науки и культуры, отсутствие эффективных механизмов привлечения инвестиций и инновационной активности в эту перспективную сферу жизнедеятельности в нашей стране не позволяют реализовать её потенциал в полной мере и повысить качество жизни населения. Поэтому выявление качественной определенности и направленности эволюционного процесса в сфере услуг в условиях перехода российской экономики к новому хозяйственному порядку представляет насущную проблему экономической теории.

Впервые при исследовании эволюции сферы услуг нами применена методология, основанная на разностном многоуровневом подходе. Сфера услуг проанализирована как сверхсложная, многоступенчатая, иерархическая структура, обладающая свойствами нелинейных неравновесных социально-экономических систем. Нелинейный характер динамики развития сферы услуг подтверждает графический анализ.

Рис.2. Динамика производства услуг на душу населения

услуга динамика ценообразование себестоимость

Экономика в сфере услуг во многих отношениях не равновесна. На рынке услуг не может быть равновесной цены спроса и предложения, поскольку нет абсолютной тождественности условий производства и обслуживания заказчиков. Процесс потребления услуг персонифицирован, а условия оказания услуг дифференцированы по времени, месту, сроку и методам организации обслуживания населения. Равновесие в сфере услуг невозможно из-за постоянного изменения состава исполнителей и заказчиков услуг, меняющегося ассортимента услуг и товаров. Неравновесное положение сервисных фирм и предпринимателей приводит к конкуренции, инновациям в производстве и обслуживании заказчиков, заставляет использовать достижения научно-технического прогресса. Следствием этого оказывается удешевление услуг, вытеснение экономически слабых производителей и вход на рынок новых его участников. Эта ситуация постоянно наталкивает всех субъектов рынка услуг к улучшению условий хозяйствования, организации производства услуг и обслуживания заказчиков, так как каждый из них стремится к получению определенных преимуществ по сравнению с конкурентами. Этот процесс длится постоянно, он же и заставляет сферу услуг как систему постоянно находиться в неравновесии, в движении.

С этих позиций эволюция сферы услуг может быть представлена как глубинный сущностный процесс «перелива», перехода материи из одного состояния в другое. Он обусловлен разницей в уровнях, величинах, объемах, качествах. Зарождение и развитие сферы услуг определено естественным отбором секторов экономики, осуществляемым в результате такого направленного движения различных ресурсов на разных этапах исторической эволюции общества.

Проведенные исследования позволяют сделать вывод о том, что трансформация экономики при переходе от индустриальной стадии развития общества в постиндустриальную, сопровождается экспансией услуг. Сфера услуг становится важнейшим источником роста ВВП и главным объектом для трудоустройства населения. Перелив рабочей силы из отраслей материального производства в сферу услуг и повышение её доли во внутреннем валовом продукте является мировой тенденцией.

Анализ хозяйственной деятельности ОАО «Патро Интеграция»

Другие статьи

Оценка и планирование прибыли и рентабельности предприятия
Прибыль, известнейшая с давних пор категория, занимает одно из центральных мест среди совокупности проблем, стоящих перед обществом. Она волнует экономическую науку и хозяйственную практику на протяжении многих столетий. Особенно актуальной эта проблема становится на совреме ...