Особенности формирования дивидендной политики в условиях Российской экономики

Политика распределения доходов акционерных компаний отражает реальные мотивы экономического поведения их собственников и менеджеров. Существующие сегодня стандарты лучшей практики корпоративного управления, защищающие интересы инвесторов (раскрытие информации, распыленная собственность, отделение собственности от управления), призваны способствовать привлечению дешевых финансовых ресурсов и росту компаний. Торгуемые компании вынуждены демонстрировать позитивную динамику краткосрочных финансово-экономических результатов, чтобы поддерживать курсовую стоимость своих бумаг и привлекать новых инвесторов. Таким образом, распыление собственности ведет к ориентации акционеров на краткосрочные решения. В условиях плохой защиты прав собственности и институциональной неопределенности российской экономики ситуация осложняется оппортунизмом менеджеров и крупных акционеров. При отсутствии реальных механизмов мотивации на долгосрочное развитие бизнеса возникает возможность финансировать проекты за счет дорогих заемных средств, а прибыль выводить за пределы страны. Сохраняется интерес к переводу корпоративных доходов в личную собственность, к неэффективному использованию не только прибыли, но и заемных средств, существуют и законодательные возможности для этого. Несовершенство институтов и рыночной информации порождает ложные стимулы и негативные экстерналии.

Далеко не всегда высокие дивиденды отражают стабильное финансовое положение компании. Например, "АвтоВАЗ", отечественный автомобильный гигант, конкурентоспособность которого на внутреннем рынке искусственно поддерживается государством путем введения высоких таможенных пошлин на иномарки, проводит странную с точки зрения экономики дивидендную политику. В предкризисный 2007 г. совет директоров "АвтоВАЗа" принял решение рекомендовать общему собранию акционеров выплатить дивиденды на одну акцию в 2,8 раза больше, чем в 2006 г., при росте чистой прибыли на 57,3% и серьезных трудностях со сбытом. Только по итогам 2010 г. было принято решение не назначать дивиденды: убыток компании по российским стандартам бухучета (РСБУ) составил 6,68 млрд руб.

При отмеченном за годы роста многими экспертами улучшении корпоративных практик российских компаний ситуация с дивидендными выплатами оставалась далекой от совершенства.

Непрозрачность и незначительное число компаний, регулярно выплачивающих дивиденды, не позволяют развивать отечественные эмпирические исследования в этом направлении. В то же время нам представляется важным для создания стимулов к повышению эффективности отечественного бизнеса и его долгосрочного развития попытаться дать ответы на следующие вопросы: кто в России платит дивиденды? Однородна ли сегодняшняя дивидендная политика в российском корпоративном секторе и чьим интересам она отвечает? Какие факторы определяют дивидендную политику? Сказалось ли снижение совокупного спроса на дивидендах российских компаний? Удалось ли за годы роста создать механизмы, формирующие стимулы к инвестициям и развитию компаний на долгосрочной основе?

Детерминанты дивидендной политики Согласно теореме Ф. Модильяни и М. Миллера, в условиях совершенного рынка капитала и совершенной информации стоимость корпорации не зависит от дивидендной политики. Компания, не выплачивающая дивиденды, реинвестирует средства в развитие бизнеса, информация об условиях осуществления инвестиций полностью доступна всем участникам рынка, которые справедливо оценивают акции фирмы в соответствии с уровнем риска и ожидаемой доходностью осуществляемых проектов. Если компания способна инвестировать средства в проекты с положительной чистой приведенной стоимостью (NPV), она обязательно осуществляет инвестиции независимо от дивидендов. Если дивиденды выплачены, а свободных денежных средств недостаточно, то в условиях совершенного рынка капитала компания свободно привлекает недостающие средства без каких-либо дополнительных издержек. Однако в условиях реального мира с ненулевыми трансакционными издержками и налоговыми ставками, асимметрией информации, поведенческими эффектами возникает сложная взаимосвязь стоимости компании и проводимой ею дивидендной политики. Существует несколько теорий, предлагающих свои объяснения этой взаимосвязи.

Поведенческая теория описывает последствия психологических эффектов при принятии решений инвесторами в условиях неполной информации о реализуемых проектах. Неприятие риска приводит к тому, что инвесторы предпочитают выплату дивидендов росту капитализации, даже при наличии хороших возможностей роста. Теория обслуживания предполагает, что менеджмент корпорации изменяет дивидендную политику в зависимости от изменения предпочтений инвесторов в отношении компаний, выплачивающих дивиденды, и компаний, которые не выплачивают дивиденды. Клиентская теория предполагает проведение дивидендной политики в зависимости от того, какого рода инвесторов стремится привлечь менеджмент компании. В соответствии с теорией сигналов в условиях неполной информации выплата дивидендов воспринимается как сигнал об устойчивом положении компании и хороших перспективах роста ее доходов. Существует гипотеза об использовании дивидендной политики в качестве механизма корпоративного управления. Стремясь уменьшить величину возникающих агентских издержек, акционеры направляют на выплату дивидендов свободные денежные средства, если они не могут быть эффективно реинвестированы.

Перейти на страницу: 1 2 3

Другие статьи

Организация управления персоналом на примере РОССЕРВИС
Туристский бизнес - одна из наиболее быстро развивающихся отраслей мирового хозяйства. Международный туризм входит в число трех крупнейших экспортных отраслей, уступая нефтедобывающей промышленности и автомобилестроению. По другим источникам туризм является самой рентабельн ...