Теоретические основы экономического стимулирования внедрения новой техники и технологии

При проектировании, разработке и внедрении инноваций следует определить необходимые затраты для их реализации, возможные источники финансирования, оценить экономическую эффективность от внедрения инноваций, сравнить эффективность различных инноваций путем сравнения доходов и затрат.

Задачи комплексного совершенствования техники и организации производства напрямую увязываются с потребностями рынка. В первую очередь определяется продукция, которую предприятию следует осваивать, её потенциальные потребители и конкуренты. Эти вопросы решаются инженерами, маркетологами и экономистами, которые разрабатывают стратегию развития предприятия и его техническую политику. На основе этой политики определяются направление технического развития производства и сектор рынка, на котором предприятие собирается закрепиться.

Если для реализации на предприятии законченных научно-технических разработок, новых или усовершенствованных технологий требуются значительные инвестиции, то разрабатывается инновационный проект. Он обосновывается так же как и инвестиционный проект, но важнейшая его отличительная особенность - учет более высокого уровня риска, который является внутренней характеристикой инновационной деятельности.

Инновационная деятельность позволяет реализовать стратегию развития предприятия, обеспечивать получение запланированной прибыли. /2 с.276/

Н.А. Сафронов выделяет факторы, определяющие значимость инновационной деятельности:

7необходимость приспособления предприятия к новым условиям хозяйствования;

8изменения в налоговой, кредитно-денежной и финансовой политике;

9совершенствование и динамика рынков сбыта и потребительских предпочтений, т.е. давление спроса;

10активизация конкурентов;

11конъюнктурные колебания;

12структурные отраслевые изменения;

13появление новых дешёвых ресурсов, расширение рынка факторов производства, т.е. давление предложения;

14стремление увеличить объёмы продаж;

15расширение доли рынка, переход на новые рынки;

16улучшение конкурентоспособности фирмы;

17экономическая безопасность и финансовая устойчивость предприятия;

18максимизация прибыли в долгосрочном периоде. /1 с.430/

В инновационной деятельности можно выделить следующие основные виды: инструментальная подготовка и организация производства; пуск производства и предпроизводственные разработки, включающие модификации продукта и технологического процесса; переподготовку персонала для применения новых технологий и оборудования; маркетинг новых продуктов; приобретение неовеществленной технологии в виде патентов, лицензий, ноу-хау, торговых марок, конструкций, моделей и услуг технологического содержания; приобретение машин или оборудования, связанных с внедрением инноваций; производственное проектирование, необходимое для разработки, производства и маркетинга новых товаров, услуг; реорганизация структуры управления.

Основными формами организации инновационной деятельности в настоящее время являются:

научные центры и лаборатории в составе корпоративных структур;

временные творческие научные коллективы или центры, которые создаются для решения определенных крупных и оригинальных научно-технических проблем;

государственные научные центры;

различные формы технопарковых структур: научные парки, технологические и исследовательские парки, инновационные, инновационно-технологические и бизнес-инновационные центры, инкубаторы бизнеса, технополисы.

Перейти на страницу: 1 2 

Другие статьи

Мотивы и виды реорганизации в форме слияния
Мировой финансово-экономический кризис, продолжающийся по настоящее время, резко обострил противоречия в мировой экономике конца первого десятилетия XXI века и показал неспособность ведущих международных экономических и финансовых институтов решать проблемы регулирования мир ...