Конкуренция и ее виды. Российское антимонопольное законодательство
Конкуренция - (от лат. сoncurre - сталкиваться) :
Конкуренция - в повседневном понимании - соперничество эк-х субъектов за лучшие условия пр-ва, купли и продажи товаров.
Конкуренция - в классической экономической теории - элемент рыночного механизма, который позволяет уравновесить спрос и предложение.
Конкуренция - в теории строения рынка - критерий, по которому определяется тип отраслевого рынка.
Конкуренция служат одним из важнейших способов повышения эффективности, как целой экономической сис-мы, так и всех ее звеньев. Конкуренция есть цивилизованная форма борьбы за выживание, это сильнейший способ непрерывного стимулирования работников и трудовых коллективов. Благодаря экономической свободе, сопутствующей ей конкуренции, рыночная эк-ка превосходит командно-административную, в которой конкуренции нет места.
Конкуренция в РФ - состязательность хозяйствующих субъектов, при которой их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товаром рынке.
Рассматривая конкуренцию необходимо показать ее как положительные стороны, так и отрицательные.
Говоря о конкуренции необходимо показать ее виды. Существует шесть видов конкуренции:
1. функциональная конкуренция - базируется на том, что одну и ту же потребность потребителя можно удовлетворить по-разному;
2. видовая конкуренция - это конкуренция между аналогичными товарами, но разными по оформлению;
3. предметная конкуренция - это конкуренция между аналогичными товарами, но разными по качеству изделия и по притягательности марки;
4. ценовая конкуренция - снижение цены увеличивает продажи, приводит к расширению рынка;
5. неценовая конкуренция: выдвигает на первый план более высокую, чем у соперников, надежность, меньшую «цену потребления», более современный дизайн и так далее
6. недобросовестная конкуренция:
· антиреклама товаров конкурентов;
· производство товаров имитаторов (подделка).
В билете этого нет, но для знаний я это включил в ответ. Кто знает, что они спросят.
Существует четыре возможные конкурентные структуры, определяющие собой вид рынка:
1. Чистая конкуренция.
2. Монополистическая конкуренция.
3. Олигополия.
4. Чистая монополия.
Таблица
Характеризуется: |
Множеством мелких фирм. Однородностью продукции. Отсутствием затруднений на вход и выход (из отрасли). 4. Равным доступом ко всем видам информации. |
Монополистическая конкуренция | |
Характеризуется: |
Множеством мелких фирм. Неоднородностью продукции. Отсутствием затруднений на вход и выход (из отрасли). Несколько ограниченным доступом к информации. |
Олигополия (Дуополия) | |
Характеризуется: |
Небольшим числом крупных фирм. Неоднородностью (или однородностью) продукции. Возможными затруднениями при выходе (из отрасли). Несколько ограниченным доступом к информации. |
Монополия | |
Характеризуется: |
Одной фирмой. Уникальностью продукции. Практически не преодолимыми барьерами на вход. Несколько ограниченным доступом к информации. |
Несмотря на относительно небольшой срок существования российского конкурентного законодательства, в истории его создания можно выделить несколько этапов.
. Начальным этапом считается принятие в 1991 г. Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Закон о конкуренции определил основные положения гос-венной конкурентной, в том числе антимонопольной, политики, направленной на предупреждение и пресечение злоупотребления хозяйствующими субъектами доминирующим положением на соответствующих товарных рынках, формы недобросовестной конкуренции, а также пределы допустимой экономической концентрации пр-ва и сбыта.
Другие статьи
Оценка и планирование прибыли и рентабельности предприятия
Прибыль, известнейшая с давних пор категория, занимает одно из
центральных мест среди совокупности проблем, стоящих перед обществом. Она
волнует экономическую науку и хозяйственную практику на протяжении многих
столетий. Особенно актуальной эта проблема становится на совреме ...