Анализ известных определений понятия «конкурентоспособность предприятия»

Данное определение подчеркивает следующие аспекты конкурентоспособности предприятия:

· конкурентоспособность для целей общественного суждения оценивают внешние субъекты;

· оценка ведется на сегментах рынка, где присутствует предприятие;

· конкурентоспособность - это превосходство над конкурентами, то есть сравнительная категория;

· оценка ведется в конкретный момент времени, и могут использоваться фактические и прогнозные показатели;

· конкурентоспособность интегрирует два комплексных показателя: конкурентоспособность товара и конкурентный потенциал предприятия в целом. Здесь под конкурентоспособностью товара подразумевается оцененное потребителем превосходство его по качеству и цене над аналогами в определенный момент времени, в конкретном сегменте рынка достигнутое без ущерба производителю [20];

· у конкурентоспособного предприятия, во-первых, ныне выпускаемые товары должны быть конкурентоспособны, во-вторых, у него должен быть потенциал в будущем разрабатывать, изготовлять, сбывать и обслуживать товары, превосходящие по качеству и цене аналоги;

· устанавливает взаимосвязь элементов маркетинга и квалиметрии; указывает метод измерения конкурентоспособности предприятия путем интегрирования двух составляющих: конкурентоспособности товара и конкурентного потенциала предприятия;

· определение направлено на решение управленческих задач. Комплексные показатели «конкурентоспособность товара» и «конкурентный потенциал предприятия» - категории измеряемые, следовательно, управляемые. Причем упомянутые категории могут измеряться индивидуально. В этом случае оцениваются и сравниваются показатели одного и того же предприятия в разные периоды, выявляется направление развития предприятия, проблемные области;

· конкурентоспособность достигается без ущерба окружающим; определение открывает путь для дальнейших исследований в данной области.

Прежде всего, требуется разработка объективных методов оценки конкурентоспособности товаров и конкурентного потенциала предприятий и интегрирования их в один оценочный показатель. Определенные наработки по этим направлениям уже имеются. Так, конкурентоспособность товаров может быть измерена по декомпозиционно-агрегатному методу оценки конкурентоспособности товаров [19; 20], конкурентный потенциал предприятия - по методу профилей [21], а определение конкурентоспособности предприятия может осуществляться интегрированием конкурентоспособности товара и конкурентного потенциала с применением коэффициента предпочтений [22].

Таким образом, критический обзор понятия «конкурентоспособность предприятия» позволил выявить недостатки известных определений и с учетом их сформулировать новое определение, которое расширяет горизонт дальнейших исследований в области управления конкурентоспособностью хозяйствующих субъектов.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 

Другие статьи

Оценка финансово-экономической деятельности предприятия
В современных условиях хозяйствования формируются высокие требования к оценке финансово-экономической деятельности предприятия, поскольку именно оно создает конкретные экономические блага, которые становятся основой национального богатства. Экономическому анализу всегда ...