Методика проведения экскурсии

Школьная программа по географии предусматривает обязательные учебные экскурсии по изучению отдельных физико- и экономико-географических объектов. Актуальность разработки и проведения экскурсии, в качестве урока по географии, заключается в том, что до сегодняшнего момента это один из лучших способов изложения и передачи краеведческого материала, имеющего непосредственное отношение к той территории, на которой проживают учащиеся.

Современное определение понятия "экскурсия" звучит следующим образом: "экскурсия - это целенаправленный заранее запрограммированный процесс познания окружающего человека мира, построенный на слиянии зрительных, слуховых и других впечатлений и происходящий под руководством квалифицированного специалиста - экскурсовода".

Принимая во внимание многоаспектность понятия "экскурсия" и его многофункциональность, особое внимание уделяется последней с точки зрения учебной направленности воздействия: экскурсия представляет собой часть педагогического процесса, в котором сочетаются образование, воспитание и общее развитие личности человека.

На сегодняшний день в учебном процессе в школе, колледже, университете, экскурсия, являясь формой обучения, по своему значению не отличается от других форм учебного процесса, в котором активно взаимодействуют две стороны: обучающий - экскурсовод и обучаемые - экскурсанты.

В рамках данной дипломной работы экскурсия - это организованное, коллективное посещение промышленного объекта под руководством учителя с целью изучения и сбора краеведческой информации.

При выборе промышленного предприятия для экономико-географической экскурсии следует исходить из следующих требований:

) знания о промышленном предприятии должны в дальнейшем служить основой для формирования понятия об отраслях промышленности;

2) предприятие должно относится к одной из отраслей специализации своего района.

Подготовка учащегося к учебной экскурсии проводится на уроке. Учащиеся должны быть подготовлены теоретически, практически и организационно.

Теоретическая подготовка учащихся состоит в повторении физико-географических и экономико-географических понятий, которые они должны применять на экскурсии, в ознакомлении с особенностями природы или экономики района экскурсии, без знания которых невозможно усвоение нового материала на экскурсии. Практическая подготовка заключается в обучении школьников тем приемам работы, без овладения которыми не могут быть выполнены задания, предусмотренные содержанием экскурсии. Организационная подготовка учащихся сводится к следующему: учитель сообщает тему, цели, перечень практических работ, которые предстоит выполнить на экскурсии.

Вводную беседу на предприятии обычно проводит главный технолог. Рассказ должен быть наглядным, то есть сопровождаться показом.

Экскурсия заканчивается итоговой беседой учителя по усвоению полученной информации.

Другие статьи

Организация и использование ресурсного потенциала в СПК Маяк Галичского района Костромской области
Сельское хозяйство - сложная и трудоёмкая отрасль, как в агропромышленном комплексе, так и в народном хозяйстве. Обусловлено это воздействием на производство почвенно-климатических условий. Отрицательное их влияние может определяться биологическими, организационно-эконом ...