Свойства рыночного товара
К основным свойствам любого рыночного товара относятся:
а) полезность;
б) редкость - свойство, противоположное общедоступности;
в) универсальность - пригодность к обмену на деньги или на любые другие рыночные товары.
Полезность понимается, как способность удовлетворять любую потребность. То есть если объект интеллектуальной собственности никому не нужен, то он не может стать товаром.
Важнейшим является свойство редкости, превращающей полезность продукта в коммерческую ценность, а сам продукт - в товар.
Редкость для объектов интеллектуальной собственности реализуется в том, что по определению объект интеллектуальной собственности должен быть новым, оригинальным, неповторимым. Наличие первых двух свойств для материальных объектов обычно почти автоматически обеспечивает третье. Но для права интеллектуальной собственности это свойство имеет существенные отличия.
С третьим свойством товара - универсальностью - тесно связана его оборотоспособность, что предполагает отчуждение прав интеллектуальной собственности как от индивидуума, так и от предприятия. Только в этом случае права на объекты интеллектуальной собственности могут обращаться как товар в его обычном понимании.
По принципу "отделенности" права интеллектуальной собственности можно разделить на три группы:
а) права, которые отделяются как от индивидуума, так и от предприятия;
б) права, не отделяются от индивидуума;
в) права, не отделяются от предприятия.
К первой группе относятся права на объекты интеллектуальной собственности, такие как: изобретения, товарные знаки, произведения литературы и искусства, аудио- и видеопрограммы и т.п.
К неотделимым от индивидуума интеллектуальной собственности относятся: знания, умения, творческие способности людей и т.д., которые заняты разработкой объектов интеллектуальной собственности. В совокупности - это так называемый человеческий капитал, не может быть отделен от его носителя - человека, т.е. не может быть товаром в обычном понимании.
От предприятия нельзя отделить: системы и методы функционирования, разработанные как составные части действующего предприятия; наличие подготовленного персонала; достижения в области маркетинга собственной продукции, деловую репутацию предприятия.
По этой причине неотделяемые от индивидуума или от предприятия результаты творческой деятельности не могут выступать как товар. Но они могут продаваться (передаваться) вместе с предприятием или индивидуумом. Например, нельзя передать выдающиеся организаторские способности директора одного предприятия директору другого предприятия. Можно только пригласить талантливого директора на другое предприятие, предложив ему более выгодные условия труда, то есть "купить" его вместе с его качествами. [2]
Другие статьи
Экономическая природа издержек производства
Основой всякой хозяйственной деятельности является стремление к получению
наибольшего дохода с наименьшими затратами. В условиях рыночных отношений
любому предпринимателю становится объективно необходимым устраивать свое
хозяйство как экономически выгодное предприятие, с опт ...